В главном петербургском музее открылась выставка фотографий Лейбовиц последних двадцати лет
Неизбежные словосочетания в связи с Анни Лейбовиц, выставка избранных произведений которой торжественно открылась в Государственном Эрмитаже, – "самый дорогой фотограф современности", "самая выдающаяся женщина-фотопортретист", "самодержавная властительница высокого глянца" и так далее.

Но самое главное: Лейбовиц из тех редких фотографов, чья жизнь и карьера как минимум не менее интересны и противоречивы, чем таковые ее знаменитых моделей (а в этом списке практически все значимые фигуры шоу-бизнеса, политики и контркультуры последних сорока лет: Лейбовиц сама называла редкое исключение в лице Элвиса Пресли, которого не успела запечатлеть).

Бурная молодость, ранний успех благодаря феноменально свободной манере снимать рок-звезд, вредные привычки, бисексуальность, "красный сионизм", политическая активность леворадикального толка, дерзкий характер – короче, многократно усиленные личной харизмой типические черты умной девушки из благополучной еврейской семьи, из "верхнего среднего класса". А затем, с начала 80-х - работа с Vanity Fair, сотни образов всевозможных селебрити, фэшн-съемки и грандиозные рекламные кампании, страшно красивый кич в качестве высокого искусства, слава, богатство, статус небожительницы: Лейбовиц практически стала именем нарицательным (неслучайно сразу несколько кинообозревателей отметили, что начальные кадры нового фильма провокатора Ларса фон Триера "Меланхолия", когда Земля разлетается на куски, как будто бы иронически сняты в ее безупречной манере).

В трех эрмитажных залах этот контраст, две равновеликие стороны творчества Лейбовиц подчеркнуты различием масштабов фотографий. Портреты знаменитостей отпечатаны в больших размерах: скандальная обложка с голой беременной Деми Мур, раскинувшийся с ленивой грацией на кровати Брэд Питт, еще не разжиревший юный Ди Каприо с лебедем, неуничтожимый старик-джанки Берроуз, татуированная Анджелина Джоли в ванне, Джонни и Кейт в постели, Джим Керри в фотоаллюзии на бэконовский "Триптих" и много-много других.

Совсем другого размера – небольшие, подчеркивающие интимность изображенного – "личные" фото, также вошедшие в фотоальбом "Жизнь фотографа: 1990-2005". Радости, болезни, похороны близких; родители, братья, сестры, сама фотограф, ее маленькие дочери, первую из которых она родила в 51. Конечно, фото со Сьюзен Зонтаг – выдающимся искусствоведом и культурологом, с которой Лейбовиц связывала многолетняя дружеская и любовная связь, до самой смерти Зонтаг в канун 2005-го; на одной из фотографий они обе: красиво состарившиеся, всегда пренебрегавшие искусственными приостановками бега времени, крайне волевые американки, о значении которых для современной культуры Нового Света даже и говорить излишне.

Для русской прессы Лейбовиц провела недолгую энергичную экскурсию, останавливаясь возле отдельных фоторабот и рассказывая истории их создания. Вот двухметровый Роб Бессерер и Барышников на взморье: Анни говорит о травмированном колене легендарного балетного танцовщика, "которого сегодня большинство американцев знает лишь по короткой роли в "Сексе в большом городе", и том, как она восхищается русским балетом. Прозвучали и хрестоматийная история странных и любопытных съемках королевы Елизаветы II в Букингемском дворце, и трогательный рассказ о Ричарде Аведоне, ужасно нервничавшим перед съемкой из-за боязни получиться слишком старым, и лучше всего свидетельствующий о незабытых идеалах молодости ответ на вопрос, "кого бы она никогда не стала снимать": "Иногда не хочется снимать конкретно этого человека, но это моя работа, это заказ. Например, мне было очень неприятно, до тошноты, делать в Белом доме фотосессию Буша-младшего".
Cтоя перед толпой в эрмитажном зале, Лейбовиц заметила о себе: "Наверное, я не такая жесткая и властная, как Аведон или Хельмут Ньютон; я мягче, гораздо мягче". Потрясающий контраст ее по-американски открытой, дружелюбнейшей улыбки и холодной стали всепонимающих глаз свидетельствовал, что в этом ее самонаблюдении есть и правда, и лукавство – потому что и то, и другое с избытком присутствуют в творчестве этой великой женщины.
Анни Лейбовиц. Фото: Лёля Черепашкина
Выставка "Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990-2005"
Государственный Эрмитаж, 21 июня - 4 сентября.
Комментарии