Новые Каракс и Херцог, второй игровой фильм Ренаты Литвиновой, документальное кино о Марине Абрамович и группе "Война", ретроспектива Эрнста Любича и другие события фестиваля
34-й Московский международный кинофестиваль открылся вчера премьерой экранизации фатально устаревшего отечественного бестселлера середины нулевых, романа Сергея Минаева "Духless". До 30 июня в кинотеатрах "Октябрь" и "Художественный" можно будет увидеть множество фильмов из двух с лишним десятков конкурсных и специальных программ. Фильмом закрытия станет мелодраматическая сага Кристофа Оноре "Возлюбленнные", с Катрин Денев, Кьярой Мастроянни, Людивин Санье и Луи Гаррелем.
Как обычно, основной игровой конкурс не таит в себе потенциальных больших сенсаций и вряд ли способен составить какой-либо сквозной сюжет: добротные политкорректные фильмы неизвестных режиссеров премущественно из Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки сочетаются с работами признанных кинематографистов, будь то увенчанная интересным актерским дуэтом Хелен Миррен и Мартины Гедек драма "Дверь" венгерского классика Иштвана Сабо, мистическая мелодрама "Присутствие великолепия" итальянца турецкого происхождения Ферзана Озпетека ("Окно напротив", "Холостые выстрелы") или этногорафический блокбастер "Орда" Андрея Прошкина.
Опять-таки традиционно куда больший интерес представляют многочисленные параллельные программы фестиваля, а также ретроспективы классики (на сей раз покажут фильмы великого умного комедиографа Эрнста Любича, бразильского политического режиссера Эктора Бабенко и красочного гонконгского декадента Юньфаня, а также "золотую коллекцию" Universal Pictures). Из спецблоков нужно выделить программу документальных фильмов со всего света "Свободная мысль" (от снятого Скорсезе жития Джорджа Харрисона до злободневных лент о палестинском сопротивлении или последствиях техногенной катастрофы в японской префектуре Фукусима), интереснейшую подборку "Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию" (от "М" Фрица Ланга (1931) до "После полудня" представительницы новейшей "берлинской школы" Ангелы Шанелек), а также программу киноведа Петра Шепотинника "8 ½ фильмов", в рамках которой московские зрители увидят последние мировые премьеры: "Королевство полной луны" Уэса Андерсона, "За холмами" Кристиана Мунджиу, "Долю ангелов" Кена Лоуча и другие актуальные фильмы.
Из всего многообразия фильмов конкурсных и специальных программ 34-го ММКФ be-in выбрал двенадцать, которые непременно стоит увидеть:
Holy Motors. Режиссер Леос Каракс. 2012, Франция-Германия
Выдающийся безумец, "проклятый поэт" французского кино Леос Каракс с первым за 13 лет полнометражным фильмом, который вызвал восторг у зрителей и критиков на последнем Каннском фестивале, однако не получил ничего от жюри. Элементы пазла: фантастическо-философский сюжет, alter ego режиссера Дени Лаван в одиннадцати обличьях каждого героя, выход певицы Кайли Миноуг, множество неописуемых историй в рамках двухчасовой картины, ни на что не похожая караксовская вселенная.
Программа "8 ½ фильмов"
"В бездну: история смерти, история жизни". Режиссер Вернер Херцог. 2011, США
Еще один документальный проект великого и ужасного мастера: на сей раз обращение к теме узаконенного умерщвления человека, рассказ о двух молодых осужденных, Майкле Перри и Джейсоне Баркетте, которых приговорили к смертной казни за несколько жестоких убийств. От Херцога не стоит ждать фактографического реализма в духе Трумана Капоте: судя по всему, "В бездну" соединяет в себе серию беспрецедентных интервью, приговор жестокому и глупому обществу и пророческую проповедь.
Программа "Свободная мысль"
"Рай. Любовь". Режиссер Ульрих Зайдль. 2012, Австрия
Также показанная в конкурсе недавнего Канна первая часть предполагамой "райской трилогии" австрийского гиперреалиста и социального "шокового терапевта" Ульриха Зайдля, соединяющего игровое кино с документальным ("Собачья жара", "Импорт/Экспорт"). История пожилой европейской тетеньки, отправившейся в знойную нищую Кению за любовью, а обнаружившей развитый рынок мужской проституции, рассказана с беспощадностью Мишеля Уэльбека, однако без отчаянного морализма последнего.
Программа "8 ½ фильмов"
"Последняя сказка Риты". Режиссер Рената Литвинова. 2012, Россия
Второй игровой фильм дивы, мистическая притча о женской душе и смерти, с самой Литвиновой и Татьяной Друбич в главных ролях. Саундтрек сочинила Земфира. Судя по отдельным отзывам видевших рабочую версию, Рената Муратовна преодолела очаровательную манерную несуразицу своего дебюта "Богиня" и достигла каких-то небывалых в отечественном кинематографе поэтических, изобразительных и драматургических высот.
Основной конкурс
"Четвертое измерение". Режиссеры Алексей Федорченко, Хармони Корин и Ян Квесински. 2012, Россия-США-Польша
Альманах из трех новелл, результат задания, предложенного Grolsch Film Works трем режиссерам: снять по короткому фильму о четвертом измерении. Автор прекрасного русского мокументари "Первые на Луне" Алексей Федорченко рассказал о похожем на Григория Перельмана ученом в ушанке, изобретающем машину времени; у поляка Квесинского получился мини-фильм-катастрофа в тайге, а панк-визионер и нигилист Хармони Корин снял Вэла Киллмера в роли самого себя, но только проповедника некоего общества "Лотос".
Конкурс "Перспективы"
"Завтра". Режиссер Андрей Грязев. 2012, Россия
Документальная хроника жизни активистов арт-группы "Война", в частности подготовки акции "Дворцовый переворот" (за которую Вор и Леня Е*нутый были заключены на три месяца в "Кресты") и вообще их быта подпольщиков, героических солдат политического искусства, пусть и с сомнительными порой повседневными практиками. Фильм Андрея Грязева ("День шахтера") впервые был показан в программе "Форум" Берлинского кинофестиваля.
Конкурс документального кино
"Клип". Режиссер Майя Милош. 2012, Сербия
Энергичный и бешеный вариант нашумевшего фильма Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь": сербское захолустье, школьница снимает на смартфон себя, своих безбашенных друзей и деморализованных родителей. Много секса и жестокости (кинематографисты бывшей Югославии не раз были убедительны в изображении этих вещей: можно вспомнить хотя бы "Раны" Срджана Драгоевича или "Сербский фильм" Срджана Спасоевича, в которых грань между социальным высказыванием и эксплуатацией крайне подвижна), но также и внятного духа времени.
Программа "Хорошие, плохие, злые"
"Адское пламя". Режиссер Ли Сан У. 2012, Южная Корея – Филиппины
За примечаемый с некоторых пор на ММКФ "азиатский экстрим" в прошлом году отвечал запредельно жестокий триллер о мести "Я видел Дьявола". В этом году образцом корейского кинокодекса крови, возмездия и сексуальных перверсий стал конкурсный фильм Ли Сан У (в прошлом ассистента Ким Ки Дука) о буддийском монахе-убийце.
Основной конкурс
"Поцелуй женщины-паука". Режиссер Эктор Бабенко. 1985, Бразилия
В короткой ретроспективе фильмов бразильского режиссера Эктора Бабенко – украинского еврея, выросшего в Аргентине, – будет и самое его диковатое и трогательное произведение, смесь сентиментальной драмы и героического гражданского фильма про сложные отношения в условиях застенка латиноамериканской хунты между чувствительным геем-трансвеститом (Уильям Херт, получивший "Оскара" за эту роль) и журналистом радикальных левых взглядов (Рауль Хулия). Потрясающе красивая Соня Брага тут исполняет роли сразу трех инфернальных женщин.
Программа "Эктор Бабенко. Избранное"
"Классовые отношения". Режиссеры Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе. 1984, Германия – Франция
Экранизация незаконченного романа Франца Кафки "Америка" ("Пропавший без вести"), осуществленная в Нью-Йорке великими французскими марксистами и непреклонными художественными авангардистами Штраубами. Аскетически снятые злоключения юного немца в Америке буквально следуют тексту Кафки, но при этом отвечают известному призыву Годара: надо снимать политическое кино, надо снимать кино политически.
Программа "Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию"
"Железное небо". Режиссер Тимо Вуоренсола. 2012, Финляндия
Совершенно придурочный, тем и привлекательный, финский комедийный боевик про нацистов, в конце Второй мировой оборудовавших секретную военную базу на оборотоной стороне Луны, а спустя 70 лет во главе с Лунным Фюрером готовящих вторжение обратно на Землю. Асимметричный ответ тарантиновским "Бесславным ублюдкам", топящий последних в интенсивности бреда. В одной из ролей – вездесущий Удо Кир.
Программа "Гала-премьеры"
"Марина Абрамович. В присутствии художника". Режиссер Мэтью Эйкерс 2012, США
Хроника подготовки знаменитой художницы к масштабной ретроспективе в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), в ходе которой был в том числе проведен перформанс, давший название этому документальному фильму: на протяжении нескольких месяцев посетители, сидя напротив, смотрели в глаза Марине. Также убедительное доказательство простоты, поэтичности и величия искусства Абрамович, "матери перформанса" (практически во фрейдистском смысле), которую молодые художники не только чтут, но и порой стремятся низвергнуть.
Программа "8 ½ фильмов"
Программы и расписание 34-го ММКФ – на сайте фестиваля
Комментарии