В Зимнем дворце открывается выставка "Сантьяго Калатрава. В поисках движения", посвящённая творчеству одного из самых известных и плодотворно работающих архитекторов современности
Экспозиция, насчитывающая около 150 архитектурных макетов, проектов и рисунков, проходит в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", широкомасштабной программы по расширению коллекции искусства XX и XXI веков и представлению в Эрмитаже работ современных художников.
Сантьяго Калатрава Вальс – один из самых известных и плодотворно работающих архитекторов современности. За тридцать лет архитектурной практики он реализовал более сорока крупных проектов по всему миру – музеев, стадионов, вокзалов; был удостоен нескольких десятков наград и премий.
В основе каждого проекта Калатравы лежит наблюдение за природой. Филигранные стальные опоры вокзала Ориенте в Лиссабоне словно ветви тропического леса поддерживают навесы над платформами, паруса свода клуба Марины д'Ареки и оперы в Тенерифе изогнуты как пальмовые листья, а стальные "лепестки" на крыше Музея Завтра в Рио-де-Жанейро тонкими колосками тянутся вслед за солнцем.
Мир органики подсказывает не только образные, но и технологические решения. Именно в природе Калатрава находит лучший пример распределения массы при максимальной нагрузке: образцом служит строение птицы. Парящим птицам подобны мосты в Дублине и Харлеммермере, железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери и Музей искусств Милуоки в Висконсине, США. Движение – элемент самый неожиданный для воплощения в столь статичном виде искусства как архитектура. Потенциал движения скрыт во всем, что нас окружает. И простейшая призма, и древнегреческая статуя, и каменный собор воспринимаются в зависимости от того, в каком ракурсе они "пойманы" взглядом зрителя. Опыты с движением и статикой в скульптуре и архитектурных проектах открывают Калатраве новые возможности работы с формой. Так появляется преувеличенный, почти маньеристический изгиб пролета Струнного моста в Иерусалиме, изящно вздернутые козырьки ангаров Эрнстинга и закрученный грациозной спиралью небоскреб "Чикаго Спайер".
Пространства Калатравы – как видения из фантастического будущего. Но в отличие от голливудских сценаристов и художников, архитектор не фантазирует, он поглощен исследованием. Опытами, благодаря которым даже такая прозаичная деталь, как вход в провинциальный складской ангар, превращается в произведение искусства. И в том, как противовес за противовесом, акварель за акварелью, из глины и деревянных кубиков архитектор складывает свой удивительный мир, и есть традиция настоящего искусства.
По словам М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: "В Санкт-Петербурге, городе мостов, трудно представить лучшее начало циклу архитектурных выставок проекта "Эрмитаж 20/21". Я хотел бы воспринимать Сантьяго Калатраву и эту выставку в Государственном Эрмитаже как мост от архитектуры Петербурга девятнадцатого столетия в двадцать первый век".
В собрании музея находится коллекция архитектурной графики, созданной зарубежными художниками XVII-XIX столетий. Монографическая выставка Сантьяго Калатравы, развернутая в самом большом парадном зале Зимнего дворца, дополнит это собрание.
Кураторы выставки – Ксения Александровна Малич, младший научный сотрудник Сектора Современного искусства Государственного Эрмитажа, и Кристина Карилло де Алборнос, Испания.