Проект «Страна теней» — первая масштабная выставка Роджера Баллена в России
Роджер Баллен — яркая фигура в современной художественной фотографии, его работы давно получили всеобщее признание. Мир странных образов, создаваемый фотографом, бросает зрителю вызов, увлекая его в непредсказуемое путешествие по потаенным областям разума. Автор исследует свое сознание, и вместе с ним зритель открывает в себе еще неизведанные горизонты.
Роджер Баллен родился в 1950 году в Нью-Йорке, но уже более тридцати лет живет и работает в Южно-Африканской Республике. Занятия геологией привели его на просторы засушливых плато, а фотография стала способом познания скрытой от посторонних глаз жизни небольших южноафриканских городов. Поначалу Баллен снимал городские пейзажи — пустые улицы, залитые светом полуденного солнца. Но когда он постучался в двери домов, ему открылся новый, дотоле неведомый мир, который наложил глубокий отпечаток на все его творчество. В стенах этих домов таилась иная реальность, наполненная необычными вещами и людьми. Их образы определили художественное видение Баллена: социальная критика уступила место универсальным метафорам разума, познающего себя. После 1994 года мастер уже не ищет сюжеты в пейзажах сельской местности, а находит их ближе к своему дому в Йоханнесбурге.
За последние тридцать лет стилистика работ Баллена претерпела значительные изменения. Если в самых ранних произведениях, представленных на выставке, очевидна связь с документальным жанром, то работы 1990-х годов сам Баллен характеризует как «документальный вымысел». В них фотограф запечатлел жизнь людей из самых маргинальных слоев южноафриканского общества. После 1995 года его персонажи объединились в своеобразную труппу актеров, с которой Баллен работал при создании серий «Отдаленная земля» (Outland) и «Комната теней» (Shadow Chamber), превращая пространство фотографии в сцену для завораживающих психодрам.
В последних сериях — «Пансионат» (Boarding House) и «Приют» (Asylum) — граница между вымыслом и реальностью практически стирается. Баллен выстраивает законченные декорации, совмещая техники живописи, рисунка, коллажа и скульптуры. Человек почти полностью исчез со снимков — его место заняла бутафория: фотографии людей, куклы, чучела и манекены. Если человек и присутствует в кадре, то лишь как разъятое тело — это руки, ноги, рты, проступающие, прорывающиеся сквозь отверстия в стенах и кусках ткани. Зачастую в композицию включаются животные, и их непредсказуемое поведение вносит в сценарий дополнительный элемент импровизации. В этих работах Баллен изобрел новый гибридный художественный язык, который, тем не менее, глубоко укоренен в эстетике традиционной фотографии.
Ретроспектива, открывающаяся в РОСФОТО, охватывает все этапы творчества фотографа: от ранней серии «Деревни» (Dorps) и полемических «Вне города» (Platteland), «Отдаленная земля», «Комната теней» до новых работ из циклов «Пансионат» и «Приют».
Помимо фотографий вниманию посетителей представлены произведения, созданные Балленом в сотрудничестве с режиссером Саскией Вредевельд и рэп-рейв группой Die Antwoord, для которой он снял видеоклип на песню I fink u freeky, ставший сенсацией на YouTube.
2 ноября в конференц-зале РОСФОТО состоится встреча с Роджером Балленом
Начало в 18:00. Вход свободный
Куратор выставки — Андрей Мартынов