Новая постановка оперы Александра Даргомыжского «Русалка» на либретто композитора по одноименной драме Александра Пушкина готовится на новой сцене Мариинского театра. Премьера состоится в день открытия фестиваля «Звезды белых ночей», затем – 25 мая, 18 и 30 июня
Опера Даргомыжского исторически тесно связана с Мариинским театром. В Театре-цирке, находившемся на месте нынешнего Мариинского театра, состоялась ее первая постановка 4 (16) мая 1856 года, которая оказалась не слишком удачной из-за использования декораций и костюмов из подбора, большого количества купюр в партитуре. Но после возобновления оперы в 1865 году в уже построенном Мариинском театре, под управлением выдающегося дирижера Эдуарда Направника, с выдающимися русскими певцами О.А. Петровым – Мельником, Ю.Ф. Платоновой – Наташей, Ф.П. Комиссаржевским – Князем и Д.М. Леоновой – Княгиней к «Русалке» пришел настоящий успех. «Наконец, публика раскусила мою музыку. Женщины и мужчины даже, без преувеличения, утирают платками глаза. Идет опера, наконец, по-моему…» – сообщал в письме удовлетворенный композитор.
А.С. Даргомыжский внес неоценимый вклад в историю русской музыки и конкретно русской оперы, создав, вслед за историко-героической «Жизнью за царя» и сказочным эпосом «Руслана и Людмилы» Глинки, новый жанр: первую русскую бытовую психологическую музыкальную драму. Модест Мусоргский называл Александра Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды» – за способность его музыкального языка передавать нюансы психологического состояния героя, ситуации. «Правду музыкального выражения» считал драгоценнейшей стороной таланта композитора и выдающийся музыкальный критик Александр Серов. Либретто оперы было написано самим композитором с предельным уважением к тексту Александра Пушкина и с минимальными изменениями. Музыка Даргомыжского необычайно тонко передает художественную суть драматической интриги трагедии: не столько месть-воздаяние со стороны обманутой дочери Мельника-русалки, сколько раскаяние и духовное преображение Князя.
Начиная с постановки в 1897 году в Московской частной русской опере Мамонтова (дирижер С.В. Рахманинов, Мельник – Ф.И. Шаляпин), «Русалка» делается одной из популярнейших русских опер. В Мариинском театре опера вновь появилась в 1875, затем в 1904 поставлена режиссером Осипом Палечеком. Именно эта постановка была возобновлена в советское время в 1929 году и шла до 1941 года. После опера исчезла из репертуара Кировского театра. И вот теперь, в год 200-летия со дня рождения Александра Даргомыжского, Мариинский театр возвращает одну из лучших русских опер в свой репертуар.
Над премьерой работает режиссер Василий Бархатов. Художник-постановщик – Зиновий Марголин, художник по костюмам – Мария Данилова, художник по свету – Дамир Исмагилов.
Главные партии репетируют: Евгений Акимов, Сергей Семишкур, Александр Тимченко (Князь); Наталья Евстафьева, Анна Кикнадзе, Екатерина Крапивина, Варвара Соловьёва (Княгиня); Сергей Алексашкин, Геннадий Беззубенков, Владимир Ванеев (Мельник); Асмик Григорян, Ирина Матаева, Татьяна Павловская, Екатерина Соловьёва, Мария Соловьёва (Наташа, его дочь, потом Русалка).
Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Валерий Гергиев.
Мариинский-2 (новая сцена)