Выставка «Расширенное кино — 3: Мокьюментари. Реальности недостаточно»

Выставка «Расширенное кино — 3: Мокьюментари. Реальности недостаточно»

с 25.06 по 26.07

ММСИ (Гоголевский б-р)

«Медиа Форум ММКФ» представляет выставку «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно», — актуальный срез современного искусства в пограничном жанре кино, видео- и медиа-арта

Экспозиция собирает работы современных зарубежных и российских художников, применяющих стратегию псевдо-документалистики и мокьюментари в своей художественной практике. Выставка «Мокьюментари: Реальности недостаточно» под кураторством Ольги Шишко (арт-директора «Медиа Форума» ММКФ) ставит вопрос о размытии границ между фикцией и реальностью в эпоху медиазависимости, информационного шума и некритического потребления информации и образов.

Мокьюментари — давно известный в зрительском кинематографе подход, за последние десятилетия набирающий заметную популярность среди современных художников как активная критическая стратегия. В кино жанр мокьюментари (от англ. «mock» — издеваться, и «documentary» — документалистика) появился больше 50 лет назад и представляет из себя стопроцентную фикцию, которая сделана по всем правилам документального фильма и формально отвечает всем параметрам качественного исторического свидетельства. В мокьюментари, как и в хорошем документально фильме есть история, которую подтверждают факты, интервью со свидетелями, записи с места событий, вещдоки и беседы с экспертами. Но в отличие от качественного документального исследования фильм в жанре мокьюментари ради комического эффекта замещает все элементы повествования на ложные или пародийные и превращается в лживую историю от начала и до конца, собранную из никогда не случавшихся событий, подтасованных фактов, ненастоящих экспертов и поддельных записей.

Выставка «Мокьюментари: Между реальностью и вымыслом» фокусируется на том, как современное искусство использует возможности мокьюментари в художественных целях и авторских высказываниях. Для актуального искусства этот жанр — уникальная возможность поставить под вопрос правдивость видимого и транслируемого и деконструировать сложившиеся исторические парадигмы. С помощью подделки и симуляции современные художники активно обыгрывают распространенные мифы, ложные стереотипы или общепринятые факты. Главный объект их эксперимента — это самокритика публики, пропаганда и дезинформация в медиа, тонкости общественного договора или болезненный опыт истории.

Все двадцать художников, работы которых будут показаны в рамках выставки «Мокьюментари: Реальности недостаточно», работают с неощутимым переходом от реальности к ее искаженному отражению в эпоху телевизионного бума, медийного потребления и растущей пассивности зрителей в анализе фактов. Они воплощают критический взгляд и активную политическую позицию, создавая новейшие легенды при помощи видео, монтажа, спецэффектов и инсценировок. И в их руках все приемы документального фильма превращаются в беспроигрышное оружие художественной игры для переписывания истории, разоблачения комплексов и определения болевых порогов личности, общества, эпох и наций. Выставка «Мокьюментари: Реальности недостаточно» отображает самые последние исследования в современном искусстве о месте человека в истории, замещении реальности искусно созданными иллюзиями и границами между историческим и политическим высказыванием.

Участники выставки: Харун Фароки (Harun Farocki, Германия), Омер Фаст (Omer Fast, Израиль), Милица Томич (Milica Tomić, Сербия), Моника Штудер и Кристоф ван ден Берг (Monica Studer, Christoph van den Berg, Швейцария), Валид Раад (Walid Ra’ad/ The Atlas Group, США-Ливан), Janez Janša (Словения), Нонни де ла Пенья и Пегги Вейл (Nonny de la Peña, Peggy Weil, США), Дмитрий Венков (Россия), Дина Караман (Россия), Роман Мокров (Россия), Джек и Ли Руби (Jack and Leigh Ruby, Австралия), Ранбир Калека (Ranbir Kaleka, Индия), Владимир Архипов (Россия), Николай Онищенко (Россия).

Комментарии