dot Comme – онлайн- и офлайн-магазин из австралийского Мельбурна, чей основатель Октавиус Де Ла Роса продает одну из самых больших коллекций архивных вещей Comme des Garçons. Помимо коммерческой составляющей, dot Comme важен как каталог редчайших вещей, которые едва ли можно увидеть где-то еще в интернете. Де Ла Роса с кураторским усердием рассказывает об исторической ценности вещей: для каждого товара установлена его принадлежность к году и сезону, описаны особенности кроя и материалов, а также найдены снимки с показов – в том числе и 20-30-летней давности, которых нет ни на Vogue Runway, ни в поисковиках.
Помимо Comme des Garçons в личной коллекции и ассортименте магазина можно найти вещи Issey Miyake, Yohji Yamamoto, Walter van Beirendonck и Bernhard Willhelm. С последних двух, к слову, и началось увлечение Де Ла Росы экспериментальным дизайном.
Комплект из коллекции Comme des Garçons A/W 2005
Собирать коллекцию Октавиус Де Ла Роса начал в родной Австралии, которая на первый взгляд кажется достаточно удаленной от происходящих в моде процессов: «Много вещей я перекупил в самом Мельбурне, где в 80-х и 90-х было сразу четыре магазина, продававших Comme des Garçons и Yohji Yamamoto. Один-два раза в год я езжу в Японию, встречаюсь с людьми, готовыми продать свои коллекции, и закупаю сразу много вещей за один раз». Однако Де Ла Роса покупает архивные вещи не только у частных коллекционеров, но и в японских магазинах дизайнерского винтажа – The Business of Fashion, например, называет японский вторичный рынок одним из лучших в мире. «В Японии я находил неприметные маленькие магазинчики, где продавались вещи из самых ранних коллекций, из 80-х», вспоминал в интервью Dazed Де Ла Роса.
Пиджак из коллекции Comme des Garçons Homme Plus A/W 2014
Изначально Де Ла Роса собирал вещи для себя, однако увлечение логичным образом трансформировалось в бизнес. «Когда я собрал примерно 150 вещей, то понял, что серьезно подсел: под хранение уже пришлось выделить отдельную комнату. Тогда же я начал продавать вещи на eBay чтобы просто дополнительно заработать денег. Так все и началось. Когда я начинал, там никто не продавал Comme des Garçons. Это сейчас его там в достатке, но тогда не было вообще ничего – в первую очередь это и помогло мне построить бизнес. Спустя полтора года я уже запустил онлайн-магазин, а затем открылся в офлайне здесь же, в Мельбурне».
Пальто из коллекции Comme des Garçons A/W 1995
Как и большинство других независимых проектов без маркетинговых бюджетов, dot Comme приобрел известность через Instagram. Аккаунтом магазина сразу заинтересовалась мельбурнская публика: «Люди постоянно спрашивали, есть ли выложенные вещи в продаже и запрашивали что-то определенное». Через ту же соцсеть Де Ла Роса получил предложение сделать поп-ап магазин в Париже, который был открыт на протяжении полутора недель в сентябре и октябре текущего года.
Пальто из коллекции Comme des Garçons S/S 2013
С запуском бизнеса изменилась и закупка. Однако против собственных принципов Де Ла Роса не пошел: «Множество сложных, экспериментальных вещей, которые я прежде закупал для себя, не вызывали интереса у покупателей. Это я понял достаточно быстро. Поэтому я продолжил покупать их для коллекции, а для продажи отбирать более носибельный ассортимент, который нравился бы аудитории пошире». Сейчас авангардные коллекционные вещи продаются онлайн, а более простая подборка – в небольшом офлайн-магазине. Интересно, что по словам Де Ла Росы оборот в офлайне при всей обособленности Мельбурна «значительно выше», чем в интернете. «На вешалки в обычном магазине мы не можем вывесить самые дикие, экспериментальные вещи – они просто не продадутся. <...> Желающих посмотреть на самое радикальное из нашей коллекции мы ведем на склад интернет-магазина, где все это хранится».
Пальто из коллекции Comme des Garçons A/W 1998
Однако офлайн накладывает ограничения на такой специфический бизнес: «Порой сложно расположить всю коллекцию в рамках небольшого магазина, потому что слишком разные текстуры вещей начинают противоречить друг другу. Идеальный вариант для такой подборки – большое галерейное пространство, где можно было бы выставить манекены и выделить главные вещи. Однако мой бюджет ограничен». Этой репликой Де Ла Роса еще раз подтверждает, что он скорее влюбленный в свое дело куратор и коллекционер, нежели предприниматель в классическом смысле. «Это очень личный проект. Я хочу находить больше вещей, больше узнавать о них, больше изучать. Я подсел. Вопрос здесь не столько в бизнес-стороне дела – я занимаюсь этим чтобы просто продолжать коллекционировать».
Комментарии