Вчера, 1 декабря, в Лондоне состоялась церемония вручения самой престижной премии в арт-сфере – премии Тернера. Самой высокую похвалу критиков получил ирландец Дункан Кэмпбелл за свое 54-минутное видео It for Others, в котором смешалось все: консьюмеризм, теория Маркса и африканские статуи из коллекции Британского музея.
Дункан Кэмпбелл
Ежегодная премия Тернера была основана в 1984 году и была призвана поддержать актуальных британских художников. Часто решение жюри вызывают горячие споры у зрителей, но в этом году, в 30-летний юбилей награды, получился почти скандал.
Дункан Кэмпбелл затронул три важные проблемы современности. В первой части своего фильма он рассуждает на тему бенинских статуй, которые были вывезены в Англию в XIX веке. Художник говорит о том, что западный зритель не в состоянии воспринимать африканское искусство, потому что он не понимает контекста, в котором оно было создано и той природы, которая его породило. Европеец видит в этих скульптурах только товар, который можно купить или продать, убивая душу самого произведения.
Эта часть видео является продолжением размышлений Криса Маркера и Алена Рене в их фильме «Статуи тоже умирают» 1953 года. Тема похищенного искусства сейчас активно обсуждается в Лондоне: многие критики ополчились на МакГрегора, директора Британского музея, который отказывается возвращать бенинские скульптуры в Африку.
Кадр из первой части фильма It for Others Дункана Кэмпбелла
Вторая часть посвящена рекламе. Художник размышляет, почему с каждой банки и пачки на покупателя смотрит чье-то счастливое лицо, и как это воздействует на личность. По мнению Кэмпбелла, сама упаковка становится овеществленным портретом, стирая грань между товаром и человеком.
Кадр из третьей части фильма It for Others Дункана Кэмпбелла
Третья часть, пожалуй, самая зрелищная. Она представляет собой танцевальный перфоманс, где одетые в черную облегающую одежду фигуры пытаются изобразить на белом фоне идеи «Капитала» Карла Маркса. Это, впрочем, осталось не совсем понятно даже для директора одной из самых влиятельных сейчас в Британии галереи Tate Britain, Пенелопы Кертис: «Теоретически я понимаю, что фильм рассуждает об отношениях объектов с системой ценностей, но то, что Кэмпбелл смешал Маркса с современной хореографией, мне кажется непонятным и немного спорным приемом».
Баннер, сделанный канадской художницей Кьярой Филиппс совместно с группой активистов Justice for Domestic Workers
Многим критикам, среди которых и арт-обозреватель The Guardian Джонатан Джонс, кажется спорным вообще сам факт вручения главного приза Кэмпбеллу. Джонс написал в своей колонке, что «радикальное искусство должно передавать человеческое тепло и страсть. В обратном случае, это просто элитарная мастурбация. Глупый фильм, который цитирует Маркса, никак не воздействует на окружающий мир и не дает ему и малейшей надежды на исправление».
В последнее время художники нашли ключ к успеху и признанию: если обличать все самые острые и болезненные вопросы общества и политики, то шанс получения важной награды на международных премиях существенно возрастает. Так, двое художников из шорт-листа премии Тернера высказываются именно о политике: Кэмпбелл, вооруженный идеями Пьера Бурдье и Карла Маркса, и Кьяра Филиппс с ее принтами, рассказывающими о рабстве, до сих пор существующем в мире. Однако странно, что даже важные люди арт-индустрии не всегда улавливают оставленный месседж произведения. Получается, что зачастую искусство, борющееся с мировым злом, понятно только после длительных объяснений. Это значительно сужает круг зрителей, которые поймут и проанализируют высказывание, и, следовательно, уменьшается сила его убеждения. В чем тогда смысл картин, которые никому не понятны?
Но есть другой художник, чьи политические заявления понятны любому без дополнительных разъяснений, – Бэнкси. Уж сколько он вопросов поднял и сколько раз обличил и консьюмеризм, и рекламу, и рабство. Но где его премия Тернера?
Работа Бэнкси
Комментарии