Исландка по происхождению, Аслог Магнусдоттир, запустила онлайн-магазин Moda Operandi 5 лет назад, в 2010 году. Потребитель уже был готов покупать люксовые вещи онлайн, хотя еще, скажем, в 2005 году он только смотрел на одежду в интернете, а покупки совершал по прежнему в оффлайне. Дела у Moda Operandi шли достаточно хорошо, но Магнусдоттир решила покинуть пост директора, чтобы запустить проект Tinker Tailor.
Tinker Tailor, как предполагалось, будет сочетать в себе черты классического онлайн-магазина и онлайн-ателье. Tinker Tailor позволял пользователю кастомизировать, менять под собственные предпочтения существующую одежду люксовых марок в диапазоне от Vivienne Westwood до Rodarte, либо самостоятельно в онлайне создавать вещи, ожидать их изготовления и доставки. Сервис был запущен и даже привлек инвестиции, но процессы внутри него не были отлажены и доведены до действительно работоспособного состояния. Мы выбрали лучшие высказывания из интервью Магнусдоттир изданию FastCo, в котором она объясняет, почему ничего не вышло:
О запуске и готовности рынка к новому продукту
«В том, чтобы быть первыми, есть преимущества, но и недостатков хватает. Мы были первым мультибрендом, который предлагал кастомизацию вещей дорогих марок. Я постоянно слышала разговоры о том, что какой-нибудь вещи цены бы не было, будь она чуть длиннее или вырез был бы другим. Мы были первопроходцами, и это могло стать отличным конкурентным преимуществом, но люди оказались не готовы к такому продукту. На него просто не было достаточного спроса. Мы немного не рассчитали, думая, что рынок в состоянии принять такой сервис. Будучи абсолютным стартапом, мы рассчитывали на достаточно быстрый рост. Его, увы, не случилось – время для такого продукта пока не наступило. Но кастомизация, подгонка одежды под определенные предпочтения – это, в целом, отличная идея. С развитием технологий 3D-печати, например, эта идея станет более жизнеспособной. Я верю в подобные вещи».
О необходимости четкой фокусировки
«Мы запустили Tinker Tailor, предлагая сразу две услуги: переделка вещей дизайнерских марок и возможность создать вещь самому, под индивидуальные мерки. Все делалось онлайн. Впоследствии она отшивалась и отправлялась заказчику. Я закончила Школу бизнеса Гарвардского университета, и там нас учили следующим образом: на старте продукт должен быть в минимальной, базовой форме. Ты тестируешь его, смотришь, насколько он жизнеспособен и востребован, и лишь потом расширяешься. Но как я могу запустить люксовый продукт в базовом виде? Как я могу продемонстрировать ожидаемый результат, если сервис урезан?».
Автор FastCo подтверждает слова преподавателей Гарварда: запускаться нужно в малом масштабе и очень четко фокусироваться на том, что вы собираетесь сделать в первую очередь. Основательница Tinker Tailor могла вначале запустить один сервис и в случае его успеха следом запустить другой.
Так или иначе, Магнусдоттир запустила сразу оба. Во первых, ей было необходимо управлять производством вещей, которые пользователи создали самостоятельно с нуля. Во вторых, нужно было работать с более чем 100 марками, вещи которых были представлены на сайте и которые пользователи могли видоизменять под собственные предпочтения.
Процесс взаимодействия с брендми был следующим: с дизайнерами обсуждались возможности видоизменения их вещей, далее отшивались и фотографировались соответствующие образцы, в графическом редакторе создавались различные цветовые решения для каждого из вариантов вещи, и потом все это заливалось на сайт. Фактически, пользователи могли выбирать из ограниченного количества модификаций, видоизменяя вещь только в рамках вариантов, представленных на сайте. Процесс не предполагал абсолютной свободы, доступен был лишь набор опций по изменению каждой из вещей.
Магнусдоттир признает одну из своих главных ошибок, связанную с масштабированием бизнеса: «Нам нужно было начинать с очень ограниченного числа дизайнеров, постепенно увеличивая их количество. Это бы в разы уменьшило наши издержки».
Комментарии