Дизайнеры и художники из года в год обращаются к образу Дэвида Боуи. Он сменил множество лиц, пропустив через себя культурную историю второй половины XX века, и сегодня как великий хамелеон является идеалом новой эры
Первый за сорок лет документальный фильм "Дэвид Боуи - Пять лет", посвященный британскому музыканту-новатору, покажут во время московского фестиваля Beat Film Festival 7 и 10 июня этого года. Мы перечитываем наш материал, посвященный музыканту.
Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 в сером послевоенном Лондоне, который сам называл самым унылым местом, где можно провести детство. Впервые услышав пластинки Элвиса, он говорил, что услышал Бога, и с 15 лет начал играть музыку в небольших группах. У выпускника технической высшей школы Bromley от юности остались свои шрамы: во время драки из-за девушки друг ударил его в глаз, от полученной травмы левый зрачок перестал реагировать на свет, наградив Боуи его фирменным потусторонним взглядом.
11 июля 1969 Боуи написал прославившую его композицию "Space Oddity". Во время гастролей по Соединенным Штатам начал экспериментировать с андрогинным образом, разгуливая по улицам и появляясь на интервью в платьях и других женственных нарядах. А затем произошло то, что изменило историю совренной рок-музыки: на свет появился Зигги Стардаст. Герой концептуального альбома "The Rize and Fall of Ziggy Stardust and The Spiders From Mars", Зигги был абсолютным поп-идолом: рок-звезда с Марса и вестник глэм-апокалипсиса не знал меры в собственном эгоцентризме, громкости, наркотиках и прокламациях сексуальной свободы. После 11 композиций Зигги принял достойную смерть и был разорван на части вожделеющей толпой. Автором костюмов для тура Боуи в роли Зигги Стардаста был авангардный японский дизайнер Кансай Ямамото (Kansai Yamomoto), который теперь занимается дизайном скоростных поездов. Пылающе-рыжие волосы, блестки, цветной шелк и вызывающее поведение Боуи навсегда стали основой образа иконы глэм-рока.
Альбом "Station to Station" 1976 года представил миру новую личность Дэвида Боуи - Тонкого Белого Герцога. Влияние краутрока, все больше электрических звуков и обвинения в нацизме прекрасно оттеняли образ, внешне полностью повторяющий Томаса Джерома Ньютона, героя Боуи в фильме "A man Who Fell to Earth". Широкие брюки, узкая рубашка с расстегнутыми манжетами, твидовый пиджак, шляпа с широкими полями, зачесанные назад волосы, острые скулы - это была отстраненная холодная диверсия классики. Сегодня Белый Герцоег Боуи - классика европейской андрогинности, привлекательный и надменный образ, который был переосмыслен в этом году в мужской коллекции Dries Van Noten и женской английского дизайнера Ричарда Никола.
О своем творчестве Боуи как-то сказал: "Я всегда старался напомнить вечности, что даже она может подойти к концу". Ему вполне это удавалось, в том числе и в кино: в картине "Just a Gigolo" он был прусским офицером времен Первой Мировой, обращенным в жиголо стареющей Марлен Дитрих. В потрясающей красоты вампирском фильме "Голод" с Катрин Денев и Сьюзен Сарандон - живой метафорой бренности всего прекрасного. И даже исполнил роль культового физика Никола Тесла в "Престиже" Кристофера Нолана.
Работа с Игги Попом и Лу Ридом, Берлин времен падения Стены, "China Girl", "Sound and Vision", "I'm afrain of Americans" - о творчестве Дэвида Боуи были и будут написаны сотни монографий и культурологических исследований. И ни в одном из них так и не будет раскрыт секрет того, как он совершил невозможное: став супер-героем и легендой, он до сих пор жив.
Комментарии