6 ноября 2009 в Петербурге Татьяна Парфенова показала новую коллекцию «Матильда». Мы воспользовались случаем, чтобы поговорить с одним из главных русских дизайнеров о времени, петербургской красоте и дизайнерской этике
В вашей новой коллекции можно усмотреть мотивы «серебряного века» – дягилевских балетов, акварельности «мирискусников». Вам как-то дорого именно это время?
Татьяна Парфёнова: Да, может быть, в каких-то линиях, движениях это есть, к тому же такое впечатление добавляет музыка, сопровождающая показ. Но в коллекции есть и мотивы 40-х годов. Мне всё нравится. Можно сказать так: я рождена, чтобы любить все, поэтому в том, что я делаю, так часто меняются эпохи, стили, цвета и так далее.
Существует ли какой-то образ красоты, характерный для нашего времени?
Т. П.: Возможно, как раз в этой моей коллекции есть этот образ. Ведь, кроме прочего, естественное состояние художника – немного опережать некую тенденцию, предчувствовать надвигающееся время.
В одном из интервью лет десять назад вы сказали, что раньше считали моду каким-то низким занятием.
Т. П.: Да, мне очень долго было неловко сказать моему преподавателю живописи, чем я занимаюсь. Она возлагала на меня большие надежды, а мне казалось, что мода – это черт знает что. Ну, к тому же позднее советское время располагало к таким мыслям. Сейчас это мое отношение всё же изменилось, и не так давно: чем дольше занимаешься этой профессией, тем яснее понимаешь, что это безумно сложно во многих смыслах, и с годами эта сложность только возрастает.
В чем главная сложность?
Т. П.: Например, непонятно: нужен ли в моде интеллект, или он мешает свежести взгляда. Есть еще моменты, которые меня поражают: недавно, например, прочла в интервью с одним дизайнером в Vogue, что на последнюю коллекцию его вдохновила фашистская символика. Это неприятно поразило.
Это так же, вероятно, как и с восторгом, который у некоторых вызывают фильмы Лени Рифеншталь… Якобы освобожденная от идеологии эстетика.
Т. П.: Может, это правда красиво?... Мне это кажется возмутительным. Меня всегда волновал вопрос: что может сделать художник, чтобы изменить мир? Локальные вещи, которые он делает, – это как камни, брошенные в воду, от которых расходятся круги; большой круг – это работа художника, со временем влияющая на жизнь большого количества людей.
А сегодня, в эпоху стандартизации, как такое художественное влияние возможно в той же моде?
Т. П.: Сегодня, когда производства окончательно переместились в Азию, все стало сложнее. Я не очень понимаю, из каких материалов должно быть сшито пальто, чтобы оно стоило тысячу рублей. В своей работе тот минимум, который я могу потратить на качественную ткань – примерно 25 евро за метр.
Кризис усугубил эту ситуацию?
Т. П.: В кризис мода как процесс будто бы начинается заново. Скажем, открываются небольшие ателье, и так далее. Потребность в качественной и красивой одежде, в каких-то особенных вещах никуда не девается в экономически неблагополучный период. Если говорить обо мне, то имя, бренд в моем случае больше, чем количество продукта, спрос на мою одежду несколько превышает то, что Модный дом «Татьяна Парфенова» может произвести. Только что показанную коллекцию мы уже продаем. Посмотрите вокруг: разве похоже, что у нас кризис? У нас непрерывная деятельность: скоро показ в Париже, много заказов haute couture, к тому же в следующем году Модному дому 15 лет.
Окна вашего Модного дома выходят на Невский проспект. Глядя в окно, вы замечаете изменения, произошедшие за полтора десятилетия с внешним видом петербуржцев?
Т. П.: У меня есть видеокассета, где как раз снята эта часть Невского начала 90-х. Честно говоря, сейчас без слез смотреть невозможно: столько в одежде людей убожества и сиротства… Сегодня многие горожане выглядят несравненно лучше. Но, конечно, по-прежнему много и несчастных людей, и это очень печально.
Петербургский стиль при этом по-прежнему можно идентифицировать?
Конечно, он все так же проявляется во всем: в изысканной форме вещей, отсутствии китча, некой «литературности». Вокруг так много несуетной красоты, и это воплощается в насыщенные красивые линии одежды.
Коллекция «Матильда»
Беседовал и записывал Артём Лангенбург
фото: Стас Гордиенко
Комментарии