В четверг в ограниченный прокат вышел новый фильм Клер Дени «Славные ублюдки» / Les salauds. Обозреватель Полина Тодорова объясняет, почему гипнотический триллер одного из самых известных независимых режиссеров Франции обязателен к просмотру.

Вдохновившись нуаром Акиры Куросавы «Плохие спят спокойно» (по-французски – Les salauds dorment en paix, «подлецы спят спокойно») – драмой о мести молодого человека за самоубийство его отца – и сценой сексуального насилия из «Святилища» Фолкнера, Дени создала собственный мрачный психологический триллер о родственных узах, которые рождают монстров внутри одной семьи.
По сюжету капитан нефтяного танкера Марко Сильвестри срочно возвращается в Париж по зову родной сестры Сандры: ее муж покончил жизнь самоубийством, их несовершеннолетняя изнасилованная дочь находится в клинике, а сама она стоит на грани банкротства. Во всем произошедшем Сандра винит пожилого бизнесмена Лапорта, который живет с молодой женой (Кьяра Мастрояни) и маленьким ребенком в старинном доме. У Марко созрел план мести: он снимает пустую квартиру этажом выше и соблазняет Рафаэль, чтобы ближе подобраться к подлецу.

История не нова, но мы ее собираем по кусочкам в течение всего фильма – нарратив разорван, временные отрезки перемешаны, слишком много лиц и слишком мало слов. Как обычно, Клер Дени уделяет огромную роль визуальности. Это первый фильм режиссера, снятый на цифру, что накладывает отпечаток на изображение. Картина снята в низком ключе, все действия происходят во мраке, часто приходится всматриваться, хоть и не без удовольствия – изображение гипнотизирует: фотогения пленки переходит и сюда. В таких условиях на экране проступают артефакты, изображение «шумит». Многие критики сочли это за провал и переход к «телевизионной эстетике». Мне же здесь видится намеренная работа с медиа – цифровой камерой. Все эти артефакты органично смотрятся в данной истории, чью мрачность несовершенства инструментов только подчеркивают.
Кстати, в финальной сцене – демонстрации видеозаписи насилия – изображение настолько рассыпается на отдельные элементы (видео, снятое на видео, проецирующееся на цифровой и киноэкраны), что ты ощущаешь торжество телесности не столько через буквальное действие (сексуальный акт), сколько через «телесность» изображения, оголяющего атомы и молекулы «пленки»

Сама Клер Дени все время повторяет, что она – тактильный человек, и своих героев ей надо «трогать» и «присваивать» с помощью камеры. Так и здесь. Вы никогда прежде не видели Кьяру Мастрояни в таких ракурсах и планах. Все настолько близко, что неподготовленному человеку становится неловко. Но Дени никогда не старалась оставлять вас в зоне комфорта. Она исследует сексуальность в одной ей свойственной манере. Это и ценно.
Стоит ли смотреть фильм «Славные ублюдки»? Конечно, стоит. Во-первых, это Клер Дени – практически классик современной французской кинематографии. До своего дебютного фильма «Шоколад», который она сняла, на минуточку, в сорок лет, Клер Дени успела проработать ассистентом у Коста-Гавраса, Вима Вендерса и Джима Джармуша и даже была директором по кастингу на «Жертвоприношении» Тарковского. Хотя бы поэтому каждый ее фильм обязателен к просмотру. Во-вторых, на большом экране увидеть ее фильмы – удовольствие из редких. Вряд ли на домашнем показе вас настолько захватит фотогения ее картин. Ну, и в-третьих, Кьяра Мастрояни в неглиже – чем не повод?
Партнер рубрики "Кино недели" - Кино&Театр в Англетере.
Комментарии