В искусстве тренды меняются не каждый сезон, как в моде. Тенденции длятся годами, начинаясь с подвальных выставок и заканчиваясь обзорами на New York Times. Следить за этими медленными изменениями может показаться скучным человеку, привыкшему к быстрой смене картинок. Так, искусство уже последние 50 лет тяготеет к политически активной позиции, развивается искусство перфоманса (в этом году главную награду в сфере искусства, Turner Prize, получил как раз перфоманс), китайские художники продолжают удерживать хорошие позиции на арт-рынке, а арабы вкладывают деньги в искусство, постепенно выводя Арабские Эмираты на лидирующие позиции в арт-мире.
При этом за год случились события, которые никак нельзя пропустить. Некоторые из них подтверждают уже сложившиеся тренды, а некоторые намекают о начале новых. Мы выбрали 9 главных тенденций, которые, по мнению редакции, были определяющими в 2014 году.
Кадр из третьей части фильма It for Others Дункана Кэмпбелла, получившего Turner Prize в этом году
Мода и искусство
Между этими сферами никогда не было конкуренции. Многие премиальные бренды делали коллаборации с современными художниками: Яеи Кусама и братья Чепмен работали с Louis Vuitton, Мэтт Гроунинг с Comme des Garcons, а Заха Хадид с Chanel.
В этом же году к подобным коллаборациям присоединились и бренды масс-маркета. Так, H&M сделал линию сумок с Джеффом Кунсом, а Gap в сотрудничестве с арт-ярмаркой Frieze запустили линию одежды и сделали выставку. Можно с уверенностью утверждать, что этот тренд будет поддержан и в следующем году.
Джефф Кунс для H&M
Джефф Кунс
Джефф Кунс – самый последовательный ученик Энди Уорхола: та же верность поп-арту, стремление превратить художника в медиа-звезду и умение себя продавать. В этом году он напоминал о своей персоне с журнальных страниц, не говоря уже о выставках и крупных продажах. Результаты не заставили себя ждать. ArtReview дал ему 7-ое место в своем рейтинге, вместо 56-ого в прошлом году.
Джефф Кунс в съемке американского Vanity Fair, июль 2014 года
Галеристы диктуют тренды
Именно их имена пишут в заголовках и от них ждут новых имен. Любители искусств сейчас следят не за отдельными художниками, а за директорами музеев и галерей. От них зависит, кто будет дороже продаваться на аукционах, о ком напишут арт-критики и кто получит место на небосклоне рядом с Герардом Рихтером. Эта тенденция очевидна уже сравнительно давно, но именно в этом году, судя по рейтингу самых влиятельных людей в художественной сфере журнала ArtReview, галеристы количественно перевесили художников. Прежде всего стоит обратить внимание на Николаса Сероту, директора английского Тейт, потомственного галериста Дэвида Цвирнера, Ивана Вирта и, конечно, Ларри Гагосяна.
Селебрити все ближе к искусству
Количество арт-ярмарок с каждым годом становится все больше. Сейчас их число перевалило за 200, так что год у кураторов и арт-дилеров расписан по дням. Впрочем, как показывают последние ярмарки, особенно Art Basel в Майами, мировые знаменитости тоже потянулись к прекрасному. Судя по всему, теперь об этих мероприятиях будет интересно читать не только студентам художественных академий. Все помнят выход Леди Гага и выступление Майли Сайрус на Art Basel, что, впрочем, не добавляет интереса к новым художественным тенденциям.
Ярмарки и мировые выставки превратились в очередные светские рауты с красной дорожкой. Впрочем, все так и начиналось, не правда ли? Так что все вернулось на круги своя.
Вечеринка Art Basel
Борьба за реституцию
В этом году вопрос возвращения незаконно перевезенных культурных ценностей встал особенно остро. Чего стоит только скандал в Великобритании из-за мраморных статуй Парфенона, которые требуют вернуть Турция и Греция. Англия пока держится, даже привезла на 250-летие Эрмитажа одну из скульптур. Под ударом и Германия, где пересматривают коллекции бывших нацистов, робкие взгляды бросают и на Россию. Подробнее можно прочесть здесь.
Статуя речного бога Илиссоса, которую Британский музей отправил на выставку в Санкт-Петербург по случаю 250-летия Эрмитажа. Этот поступок вызвал новую волну споров о невозвращенном искусстве
Граффити новое музейное искусство
Этот год запомнится новыми граффити Бэнкси, армией его подражателей и легализацией стрит-арта в Москве. Рисунки на стенах все больше значат для арт-пространства: их включают в экспозицию музеев, продают на аукционах и борются за их сохранение на улицах. В общем, все идет к тому, что, став частью этой коммерческой системы, стрит-арт потеряет свою уникальность. Подробнее можно прочесть здесь.
Граффити Бэнкси, 2014 год
Постинтернет становится мейнстримом
Термин «постинтернет» появился в 2008 году с подачи художницы Маризы Ользон, которая пыталась описать художников нового поколения. Они выросли во второй половине 2000-х, когда как раз начался расцвет социальных сетей, и человеческое общение перешло в международную сеть. Это не могло не отразиться на их творчестве, потому что интернет изменил способ мышления художников, от чего изменился их визуальный язык. Они часто используют фрагменты дизайна компьютерных программ, оформления узнаваемых сайтов и браузеров.
Сначала арт-критики как будто не замечали новое явление, но последние несколько лет о постинтернете говорят все чаще. В этом же году оно повсюду: на Frieze, Art Basel, о нем написали в Art in America и New York Times. Более того, коллектив DIS назначен кураторами Берлинской биеннале в 2016 году. То есть течение из известного узкому кругу профессионалов становится мейнстримом. Впрочем, оно все равно останется с нами по крайней мере до 2016 года.
Катя Новичкова «Паттерн пробуждения», 2014 год. Выставлено на Art Basel в 2014 году
Новые технологии в искусстве
Творчество не может существовать вне технологического процесса. Самым востребованным в этом году стал 3D принтер. Художники, например, Джошуа Харкер, создают скульптуры, которые были бы невозможно создать традиционным путем. Музеи применяют новые технологии в реставрации и экспозициях. Однако, вероятно, следующий год запомнится не объемными картинами, а дронами.
Дроны – это беспилотные летательные аппараты, напоминающие игрушечные вертолеты с радиоуправлением. Изначально созданные для военных целей дроны уже используют фотографы и режиссеры для съемок. Однако, этим, скорее всего, художники не ограничатся. Гаджеты открывают большие возможности для перфомансов. В этом году их использовали, например, в своих выступлениях Cirque du Soleil и художники Джон Кэил и Лиам Янг в своем аудиовизуальном шоу. Они и дальше будут экспериментировать с новой игрушкой.
Самое продаваемое искусство на аукционах
В 2014 году самыми громкими именами на международных аукционах стали импрессионисты и последователи поп-арта: Эдуард Мане, Клод Моне, Ван Гог и Энди Уорхол. Неизменной популярностью пользовался английский художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон.
Фрэнсис Бэкон «Три наброска к портрету Джона Эдвардса», 1984 года. Серия продана на (80,8 миллионов долларов на аукционе Christie's)
Русское искусство также продолжает интересовать коллекционеров. Особенно дорого продавали портретиста XVIII века Владимира Боровиковского, баталиста Василия Верещагина, Валентина Серова и Николая Рериха.
Владимир Боровиковский «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой, урожденной Безбородко, с детьми Александром и Григорием» 1803 год (2,99 миллионов фунтов стерлингов на аукционе Christie's)
Василий Верещагин «Жемчужная мечеть в Агре» (6,1 миллиона долларов на аукционе Christie's)
Отдельно стоит упомянуть женщин-художниц. В этом году на аукционе Sotheby's был установлен рекорд за «женское» произведение: картина американской художницы Джорджии О'Киф была продана за 44 миллиона долларов. Из наших современников, как обычно, Яеи Кусама, рисующая точками, и Синди Шерман, снимающая автопортреты.
Джорджия О'Киф Jimson Weed/White Flower No.1 (44,4 миллиона долларов на аукционе Sotheby's)
Яеи Кусама White No. 28 (7,1 миллиона долларов на аукционе Christie's)
Синди Шерман, фотография из серии Untitled Film Stills (6,7 миллионов долларов на аукционе Christie's)
В общем, можно констатировать, что по сравнению с прошлыми годами общие тенденции остались те же: импрессионисты и поп-арт в цене, а в сомне самых дорогих современных художников имена уже давно не обновляются.
Серьезно изменил ситуацию на арт-рынке российский экономический кризис. Когда летом против России стали накладывать санкции, коллекционеры сразу отреагировали падением активности на международных аукционах. Особенно это сказалось на неделях русского искусства, когда по их результатам организаторы поняли, что отечественные олигархи затаились. Это может быть надолго, потому что испанский арт-рынок до сих пор не может прийти в себя после кризиса 2008 года.
Комментарии