Итоги года: Топ-10 фильмов года по версии Be-in
  • 30.12.14
  • 13291

Итоги года: Топ-10 фильмов года по версии Be-in

Весь год мы смотрели кино, писали о кино, думали о кино, переживали за кино и, в конце концов, решили, что имеем право создать свой список лучших фильмов 2014 года. Вы можете соглашаться или не соглашаться с подборкой, но мнение редакции непоколебимо.

10 место: «Волк с Уолл-стрит» реж. Мартин Скорсезе

Время идет, а Мартин Скорсезе не перестает делать отличное кино. «Волк с Уолл-стрит» – прекрасный образец его стиля, в котором остросюжетное и драматическое густо намешано с комическим. Фильм о мошеннике высшего класса, роль которого блистательно исполняет Леонардо ди Каприо, в очередной раз не получивший «Оскар» за свою работу, может стать отличным учебным пособием для начинающих менеджеров по продажам и еще не поднаторевших бизнесменов, мечтающих о золотых реках. Финансовые стратегии главного героя достойны конспектирования, но не стоит забывать, что неумеренная жажда наживы приводит к печальным последствиям. Эта простая и вечная как мир идея проходит красной нитью через весь фильм, но не делает его тяжеловесным – «Волк с Уолл-стрит» получился динамичным, ярким и карнавальным. А в оправдание того, что основная часть комического сведена к употреблению наркотиков и дальнейшим последствиям, можно ответить, что так смешно и легко об этом не снимали со времен «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама.

9 место: «Быстрее, чем кролики» реж. Дмитрий Дьяченко

Редкий образец качественной комедии от «Квартета И», чьи фильмы «День радио», «День выборов» и «О чем говорят мужчины» уже получили культовый статус. «Быстрее, чем кролики» отличаются от своих предшественников обилием черного юмора, гротеском и использованием элементов хоррор-жанра. Такой тип комедии не характерен для русского кинематографа и, соответственно, был воспринят публикой и критиками неоднозначно, как и любое новое и непривычное. Однако, если вас не смущают шутки на тему смерти, вы получите настоящее удовольствие от этого смешного и одновременно глубокого кино.

8 место: «Нимфоманка» реж. Ларс фон Триер

Двухчастный фильм главного скандалиста мирового кино как обычно исследует самые темные уголки человеческой души. На этот раз Ларса фон Триера увлекла тема женской сексуальности. Конечно же, если бы такой фильм снимал Роман Полански, например, или Михаэль Ханеке, все было бы более изысканно и без демонстраций половых органов крупным планом. Но в радикальном фильме Триера зрителям показывают все без купюр и затемнений – не зря о «Нимфоманке» говорят, как об уникальном в своем роде эксперименте на стыке порнографии и высокого искусства. При этом фильм получился зрительским и одним из самых простых по подаче по сравнению со многими другими фильмами датского режиссера. Не зря сам Триер определяет жанр картины, как комедию. Смешного в «Нимфоманке» и правда очень много, как и отталкивающего, и шокирующего.

7 место: «Венера в мехах» реж. Роман Полански

Новый фильм живого классика впечатляет по-настоящему: как уже не молодому Поланскому удается снимать такие магнетические и мистико-эротические картины, как «Венера в мехах»? Такое впечатление, что в этом режиссере запасов энергии и жизненных сил хватит еще на несколько жизней. Ко всему прочему, «Венера в мехах» – бенефис жены и музы Поланского Эмманюэль Сенье. На протяжении всего фильма она проявляет настоящие чудеса актерской трансформации, игриво и легко меняя образы вульгарной женщины-подростка, элегантной дамы из XIX века, дьявола во плоти и античной богини. Такой аттракцион нельзя пропустить.

6 место: «Невероятное путешествие мистера Спивета» реж. Жан-Пьер Жене

Новый фильм французского визионера Жана-Пьера Жене не оставит равнодушным ни одного поклонника его суперпопулярной «Амели». Легкость подачи, яркие краски, филигранная операторская работа, обилие эксцентричных персонажей, иногда избыточный, порой доведенный до абсурда, но всегда вдохновляющий оптимизм – за это любят или не любят Жене. Всего этого в избытке в «Невероятном путешествии».

5 место: «Бивень» реж. Кевин Смит

Необычный фильм ужасов от режиссера знаменитых комедий «Клерки», «Догма» и «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар». Еще своим предыдущим фильмом – мрачным триллером о религиозной секте «Красный штат» он доказал, что способен работать в разных жанрах. «Бивень» это подтвердил. Однако жутковатая в своей абсурдности история о маньяке, который делает из своих жертв подобие моржей, наполнена фирменным юмором Кевина Смита, базирующимся на американской массовой культуре.

4 место: «Превосходство» реж. Уолли Пфистер

Амбициозный дебют постоянного оператора Кристофера Нолана был в пух и прах разгромлен западными критиками и провалился в американском прокате – давно известно, что в США акулы пера до сих пор влияют на потенциальных зрителей. Во всем остальном мире фильм приняли благосклонно – Джонни Депп все еще может собрать хорошие деньги, но, видимо уже не в Америке. Это очень странная ситуация, так как «Превосходство» является отличным фантастическим триллером с крепким сценарием, уверенной режиссурой и прекрасным актерским ансамблем. Ко всему прочему фильм не является бездумным красивым развлечением – история о безграничных возможностях человеческого разума способна вызывать сильные эмоции и побудить к пространным философским размышлениям. Будем считать «Превосходство» главным недооцененным фильмом уходящего года. Возможно, через некоторое время всем этим злобным критикам станет стыдно.

3 место: «Отель "Гранд Будапешт"» реж. Уэс Андерсон

В тонкой авантюрной феерии Уэса Андерсена можно разглядеть и классические французские фильмы с Луи де Фюнесом, и даже советские комедии Леонида Гайдая. «Отель "Гранд Будапешт"» приятно старомоден – в нем нет пошлого современного юмора и избыточного «черного» гротеска. К тому же, такой выдающийся актерский состав, как у Андерсона, мало где можно увидеть: в фильме снялись Райф Фэйнс, Тильда Суинтон, Уиллем Дэфо, Ф. Мюррей Абрахам, Джуд Лоу, Эдвард Нортон, Эдриан Броуди, Харви Кейтль, Том Уилкинсон и Билл Мюррей. Такого звездного кастинга не позволяет себе даже Тарантино.

2 место: «Выживут только любовники» реж. Джим Джармуш

Джиму Джармушу удалось удивить всех своим новым фильмом. Никто не ожидал от режиссера истории любви двух вампиров. Последнее время эта тема всем уже приелась, во многом благодаря таким низкопробным поделкам, как «Сумерки». Джармушу же удалось перенести вампирскую историю на уровень метафизической притчи о бессмысленности существования без любви. Тильда Суинтон и Том Хиддлстон не просто сыграли главные роли, а по настоящему их прожили. Все-таки Джармуш еще способен создавать завораживающие картины, подобные удивительным сновидениям, из которых так не хочется возвращаться в реальный мир.

1 место: «Танец реальности» реж. Алехандро Ходоровский

В возрасте 85 лет, после 23-летнего перерыва в режиссуре, культовый чилийский режиссер снял возможно лучший свой фильм. Ходоровский пошел по стопам Феллини, с которым его, кстати, всегда сравнивали, и снял свой собственный «Амаркорд» – фильм-воспоминание, в котором реальность так органично переплетается с фантастикой, что во все это очень легко поверить. В этом фильме есть все: красота и уродство, любовь и смерть, сон и обыденность, язычество и христианство, смешное и трагичное. Такие полноценные произведения искусства появляются не так часто и тем особенно ценны.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама