Фильм «Свободное плавание». Режиссер - Борис Хлебников. Кинокомпания «Коктебель», 2006.
Провинциальный российский пейзаж: завод, река Волга и дороги в чудовищном состоянии. На заводе работает и отсыпается после танцев и мордобоя мальчик Леня.
По вечерам, крутя педали велика, он ездит на дискотеку. Танцует под музыку группы «Супердетки», робко держа за плечи разнокалиберных девушек. Но однажды привычная жизнь заканчивается - завод закрывают. Отныне Лене предстоят долгие путешествия к покосившемуся центру занятости; череда новых странных работ, долбление асфальтового покрытия в составе полубандитской бригады, и, наконец, счастливое будущее на борту плавучего трактора.
Благосклонные российские критики находят в манере режиссера Хлебникова отсылки к Иоселиани, Чаплину, Джармушу и Микеланджело Антониони . Медитативный, тягучий ритм, когда режиссер словно дает кадру возможность жить самостоятельной жизнью, роднит «Свободное плавание» с большей частью европейского кинематографа. Неторопливо все: неловкие Ленины заигрывания с девчонкой по имени Хрюшка, после того, как в нее со словами «она - это сам секс» тычет пальцем кривобокий коллега. Прогулка с мамой по вещевому рынку; она долго, трогательно и неумело натягивает на выросшего сына толстовку со скалящимися черепами. Практически неподвижный первый кадр: пять минут, за которые мы успеваем разглядеть улицу, забор и красную облезлую звезду над забором.
Вместе с тем, режиссер Хлебников в интервью утверждает, что планировал снять цепь зарисовок, кинокомикс о взрослении на сюжет «Острова сокровищ». Комикс вполне получился. Фильм напичкан деталями, похожими на визуальные слоганы: крупный план попы рабочего, обтянутой залоснившимися трениками, книжка Дарьи Донцовой, развернутая в камеру корешком, чтобы легче было прочитать название. В этом чувствуется какая-то назойливая забота о зрителе, как бы за пейзажами он не пропустил в истории чего-то самого главного.
Самое главное – идеи о сложности поиска своего места в жизни – зритель вряд ли пропустит. С впечатлением жизни этого места сложнее; кажется, что сценарный минимализм сильно приволжский городок обескровливает. Режиссер с оператором любуются красотами видов, будто глубинка действительно вымерла, превратившись в идеальную съемочную площадку. Немногочисленное население – карикатурно, и явно завезено из неплохих московских театров. Их лица безнадежно обезображены интеллектом, поэтому, вынужденные произносить диалоги в духе «ты че», «не, а ты че», они напоминают институтку, когда та пытается рассказать матерный анекдот. Но здесь встречаются в меру искрометные моменты – например, монолог о «дятлах дороги» в исполнении Евгения Сытого.
В своем фильме Хлебников практически полностью отказался от использования музыки – возможно, ему следовало пойти чуть дальше, и снять неторопливое немое кино о людях в маленьком городе. За все девяносто пять минут экранного времени больше всего трогает эпизод, когда главный герой вместо признания хрюкает любимой девушке в ухо. Может быть, потому, что в этот момент ему не приходится произносить невыносимо топорный текст.
Софья Сапожникова
Читайте так же на be-in : «ДНИ СИНЕ ФАНТОМ В ПЕТЕРБУРГЕ: параллельное кино СССР и независимое российское кино»
Мультимедийный фестиваль «Осень#» в ЦСИ