Фильм «Сады осенью»
Режиссёр: Отар Иоселиани
В ролях: Северин Бланше, Жасинт Жаке, Отар Иоселиани, Лили Лавина, Дени Ламбер, Мишель Пикколи, Паскаль Венсан
Производство: Франция, 2006
Жанр: комедия
Продолжительность: 116 минут
Отар Иоселиани - это всегда искренность. Наивность. Простота. Легкость. Нравственность. Совсем недавно в петербургский прокат вышел его последний фильм – «Сады осенью» , в котором есть все эти черты, но добавилась ещё одна, новая, неожиданная. Но об этом чуть позже.
Согласно Отару Иоселиани , в садах Франции чаще всего встречаются бывшие министры. Там они курят синие Gauloise, пьют крепкие напитки из фляжки, подстригают газоны и встречаются со старыми друзьями.
Месье Венсан, главный герой фильма, - бывший министр сельского хозяйства. Это очень «иоселианиевский» герой. Дни в министерстве, похожие один на другой как две капли воды, ему не нравятся, поэтому на работе он пьет вино со своим помощником, играет с ним же в карты и стоит на голове для самоуспокоения. Уходя в отставку, месье Венсан обретает свободу и ту самую легкость бытия, которой ему не хватало. Этот фильм заканчивает французскую трилогию режиссера. В картине «Утро понедельника» главный герой сбегает от повседневности в волшебную Венецию. В «In vino veritas» пожилой аристократ, хранитель дома и традиций, уплывает на лодке со своими друзьями-бомжами и парой бутылок вина. Схема развития действия одна: побег героя от повседневности, серости. Меняются типы, среда. Но в любом случае побеждают простота и искренность. Ценность жизни, по Иоселиани, заключается в возможности выпить с друзьями красного вина, помузицировать, пофлиртовать с женщинами, обратиться к природе. Режиссера можно было бы обвинить в гедонизме, если бы не та одухотворенность, которая присутствует в его герое. Он словно поднимается над суетой жизни.
В фильме «Сады осенью» появилось, то, чего раньше не было у режиссера, - политизированность. Франция в том виде, котором была, умирает. Повсюду эмигранты. Бунтующие молодые и не очень люди на улицах. Небольшой французский бар, с разрисованными героем Иоселиани стенами, покупают выходцы из Африки и белят его полностью в три слоя, чтобы не было видно рисунков. Это и впрямь закат Европы. Тут тебе и Шпенглер, и Вейнингер, и весенняя волна бунтов. Безусловно, политическая линия в этом фильме сильна, но проведена она очень мягко, ненавязчиво, со свойственным режиссеру юмором.
В этом фильме Иоселиани пошутил достаточно: например, сыгранный им герой, пивший во время застолья лишь воду, напивается сильнее всех. Начинается фильм со сцены в мастерской по изготовлению гробов, где трое важных господ спорят, кому достанется сие деревянное изделие.
Александра Ахмадщина
Читайте так же на be-in :
ВЕЧНАЯ МОЛОДОСТЬ
Mobile Film Festival
Комментарии