В Санкт-Петербурге открылась очередная выставка молодых российских фотографов. В этот раз она называется «Молодая фотография. Что-то не то». Что же «не то», почему и что вообще происходит с фотографией в России мы и попытались выяснить
Дважды в год петербургский «Фотодепартамент» проводит выставки молодых российских фотографов. Заявку может подать кто угодно, единственное условие — автору должно быть меньше 36 лет. Группа кураторов (в этот раз в том числе из США, Хельсинки и Смольного института) отбирает около десятка достойных проектов. Дальше начинается вечная история: стена, рамка, фотография, короткий текст.
За полчаса до открытия выставки молодые авторы слонялись рядом со своими работами, кто-то играл на гитаре, девушка в мужском костюме и с сияющей повязкой на бритой голове мыла пол босиком, а мы разговаривали с одним из кураторов выставки, фотокритиком Надей Шерье о современной фотографии в России и том, какая ответственность лежит на каждом из нас в тот момент нажатия кнопки своей цифромыльницы.
Петр Ловыгин, Москва
Что за название такое для выставки - "что-то не то"?
Мы выбрали такую тему, потому что все чувствовали, что происходит что-то не то. В журналистике и СМИ наступил кризис, и, глядя на людей, которые работают в этой сфере, нельзя не чувствовать этого напряжения. Для российской арт-фотографии сегодня выходов тоже нет. Западу и зарубежным галереям наша фотография практически не интересна. Ступор. Ты не понимаешь,что делать. Мы пытались поймать это ощущение и показать, как это переживают фотографы.
Какие признаки были для вас главными при отборе проектов?
Мы отбираем проекты, прежде всего, по законченности рассказа. Если единственное, что человек хочет сказать, - это "смотрите, как я технично и хорошо снимаю, какие у меня красивые модели", то нам это не интересно. Набор отдельных картинок, которые вместе ничего собой не представляют, даже если безупречны и красивы по обыденным понятиям не имеет смысла. Важно, чтобы серия фотографий была полноценным высказыванием на определенную тему.
Анастасия Тайлакова, Санкт-Петербург
Арт-фотография в России не приносит дохода тем, кто ею занимается...
Да, в нашей стране нет рынка, галерей и людей, которые бы покупали фотографию, тем болеем у молодых авторов. Выставки, вроде нашей, помогают показать новых фотографов, но дальше должен действовать механизм, когда фотографа показывает и продает определенная галерея, куда приходят коллекционеры.
А как обстоит дело с профессиональным обучением фотографов?
Ни одна из существующих программ не выдерживает сравнения с любым европейским или американским университетом. Фотофакультет выпускает сильных фотожурналистов и тех, кто снимает документальную фотографию, но это только одно направление. В сфере арт-фотографии ни Институт Культуры, ни другие немногочисленные школы не могут научить ничему. Нет преподавателей, которые составили бы программу так, чтобы помогать человеку мыслить. Технически грамотные снимки могут делать многие, можно научиться использовать Photoshop и любую цифровую и аналоговую технику. Но если ты не знаешь, что хочешь сказать, и в душе ничего нет, это не поможет. К тому же, ты должен уметь это ещё и как-то изложить. Нельзя писать отдельно слова или буквы, они должны быть связаны, чтобы получился текст.
Сергей Луценко, Краснодар
Какие цели вы преследуете, поддерживая и показывая молодых фотографов?
Мы называем это исследованием. Мы отслеживаем, появляется ли кто-то новый, кто остался, кто продолжает работу. Петра Ловыгина, например, мы показывали год назад, у него и после этого были выставки, он продолжает работать. Очень важно видеть, что фотография, не смотря на все сложности и бесприбыльность, продолжает развиваться. Каждая серия – это мысли о том, что происходит сейчас, вне зависимости от темы. Авторы исследуют мир вокруг них, мы исследуем фотографов из разных частей России.
Никита Пирогов, Санкт-Петербург
Вам присылают больше работ из крупных городов?
Активнее всего проявляются областные центры, но информационные потоки, хотя Интернет, казалось бы, доступен всем, дольше до них доходят, поэтому оттуда приходит фотография менее законченная.
Из каких городов приходит больше всего работ, если не считать Москву и Санкт-Петербург?
Из Краснодара, конечно. Там есть несколько преподавателей, проходит фестиваль "Фотовиза", так что Краснодар — третий центр фотографии в России. Новосибирск, Пермь чуть меньше, Екатеринбург, Самара, но все это единичные случаи, такого цельного потока, как из Краснодара, оттуда нет.
Фотография сегодня стала очень доступной. Любой может купить фотоаппарат, разместить фотографии в Интернете. Не снижает ли поток изображений ценность фотографии как таковой?
Поэтому и должны существовать проекты, осуществляющие отбор. Это повышает планку и создает ориентиры. Одна из наших целей – показать, что одну фотографию может сделать каждый, но создать осмысленную серию далеко не так легко. Отдельные картинки создают поток в Интернете, и Flickr в этом случае далеко не худший источник информации. Гораздо хуже "фотосайты" и социальные сети, куда запросто можно вбросить любой набор изображений. Друзья, разумеется, скажут, что это чудесно, но это совершенно не значит, что ваши снимки отвечают определенному уровню качества. Для большинства людей, которые снимают, фотография — это развлечение. Для тех, кто хотя бы попытался подать заявку в наш проект, это уже работа. Ведь нужно заставить себя сесть, заполнить анкету на двух языках, отобрать и оформить определенное количество работ. Даже на эти усилия решаются не все.
Что отличает молодого русского фотографа от молодых фотографов из других стран?
Скорее всего, эмоциональность. Чувственность, при которой ты не отстранен, а полностью отдаешься своей теме. Русский автор всегда проживает свою тему.
Анастасия Маркелова, Москва
Что делаете вы, чтобы искусство фотографии развивалось?
Сейчас мы готовим программу по двум направлениям – документальная фотография и арт-фотография. Мы хотели бы создать программу, в которой фотографам не будут говорить о технике, ракурсах и композиции, человек сам должен это чувствовать. Нам важно, чтобы человек мог развиваться и получать знания о том, что такое фотография. Что исследует фотография, в чем её ограничения, как она может влиять на действительность. Снимать бабушек, просящих милостыню на улице, только потому, что ты идешь по улице и видишь их — большая часть людей снимает именно так. В Русском музее как-то все стены были завешаны подобными снимками. На самом деле, вскрыть социальную проблему — это не снять бабушку технично и красиво. Важно попытаться понять, почему происходит то, что на снимке. Обучение начнется уже осенью, будет конкурс портфолио и собеседование, курс будет чуть-чуть платным, потому что мы пока не можем сделать это бесплатно. И еще у нас будет английский для фотографов, этот проект уже заявлен. Ведь это большая проблема, когда из-за незнания хоть какого-нибудь инстранного языка ты не можешь быть в контексте того, что происходит в мире.
По-вашему фотография должна быть социально-ответственной?
Именно! Социально-ответственная фотография – это наша цель. Не только с точки зрения сюжета. Должна существовать ответственность в сознании: ты отдаешь свой снимок зрителю. Мы постоянно видим коммерческую и государственную рекламу, которая снята ужасно лишь потому, что люди, которые её создают, не задумываются о том, как это изображение влияет на каждого из нас.