Первым делом паровозы, ну, а девушки, как водится, потом
Списанный со счетов и, конечно, контуженый победитель-фронтовик, бывший машинист Игнат приезжает в глухой сибирский край. Там повсюду клубится пар и вообще много интересного: исправительная колония для немного в войну согрешивших, медведи на улицах, нестрогий режим под руководством однорукого приверженца Сталина. Игнат выбирает красавицу Софью, не спросив разрешения ее мрачного кавалера Степана; следует нелепая, красноречивая постельная сцена, утром все меняется. Оказавшись в лесной чаще, герой-фронтовик находит паровоз, а в нем юную немку, которая по-русски не говорит и о войне не слышала.
Все это в целом имеет мало значения, поскольку главным героем фильма является вовсе не покоритель баб Владимир Машков, а настоящий, по всем канонам, с любовью снятый паровоз. Еще во время съемок режиссер делился с публикой подробностями чтения сценария: «..мне понравились две фразы: немка, которая всю войну прожила в Сибири, и гонки на паровозах». Если вспомнить тот факт, что Алексей Учитель — бывший документалист, неудивительно, что паровозные гонки удались на славу. Паровоз и все стадии жизни; паровоз больной и ржавый, свежевыкрашенный и вражеским именем названный, чудом воскрешенный и готовый к борьбе.
Даже страшный чекист Фишман, которым пугают поселенцев, окажется получеловеком-полупаравозом. У него на то свои причины: убийство невинной девушки не совсем его вина, ведь война отняла у него не только дочь, но остатки разума. И только любовь к паровозу, опять-таки сильна и спасет ему, а заодно Игнату жизнь. «Край», в отличие от предшествующих фильмов Учителя, — сплошное мифотворчество.
Здесь нет не только черного и белого, как таковой истории и даже игры актеров, но и внятных локальных действий. Хотя, размытый авторский посыл для премии «Оскар», на которую выдвинут фильм, не особо значим. Режиссер сразу оговорился: политические лозунги и конъюнктура для него значения не имеют, однако сговор с продюсером Эрнстом, Первым каналом и собственной совестью является в некотором смысле добродушной сделкой с дьяволом. А если все-таки о движущихся составах, то с этого начинается вся история кино, только «Край» уникален по размаху и грандиозности картинки (даже Китон со своим «Генералом» будто машет вслед), своеобразному юмору над советским прошлым и амбициям. Эх, дубинушка, ухнем! И бояться нечего: у нас убогих не трогают.
Жанр фильма: исторический фильм, драма
Режиссер: Алексей Учитель
В ролях: Владимир Машков, Юлия Пересильд, Сергей Гармаш, Аньорка Штрехель, Алексей Горбунов, Вячеслав Крикунов, Александр Баширов
Россия, 2010, 110 мин.
Комментарии