Двенадцать шедевров Центра Помпиду в Эрмитаже
  • 14.10.10
  • 1351

Двенадцать шедевров Центра Помпиду в Эрмитаже

Приуроченный к Году Франции и России проект «Центр Помпиду в Эрмитаже» в поисках взаимодействия традиционного и современного искусства и возможности их диалога со зрителем

Одно из самых интригующих мероприятий осени 2010 — гастроли знаменитого Центра Помпиду, слух о которых пронесся задолго до события. Задуманный проект, состоящий из выставки и фестиваля, в очередной раз поднимает вопросы о видении и восприятии современного искусства в залах традиционного музея. В этом смысле случайные туристы и рабочие, реставрирующие парадную лестницу, тоже являются частью эксперимента.

Фестивальная жизнь проекта кипит уже неделю: понять, чем дышит искусство сегодня, помогают лекции, дискуссии, перформансы русских и французских художников. Дизайнерские павильоны работающего в Америке кубинца Хорхе Пардо, австрийца Хаймо Зобернига, скульптора Ксавье Буссириона в тандеме с художницей Софи Перез выстроились в Николаевском зале Эрмитажа, внутри и около которых проходит арт-фестиваль.

Перфоманс Андрея Бартенева

Экспозиция открывается известной «Сушилкой для бутылок» Дюшана. Купленная Дюшаном в хозяйственном магазине сушилка для бутылок как нельзя лучше отражает скандальную концепцию реди-мейда: любой предмет обихода может превратиться в предмет искусства, если таковым его назовет художник.

Выставка. Центр Помпиду в Эрмитаже. Санкт-Петербург. Октябрь-ноябрь 2010Фотографии с официального сайта Государственного Эрмитажа

Объемная «Металлическая картина: геометрический объект» художника-самоучки и скульптора Мартиала Райсса напоминает о потребительском желании «здесь и сейчас» в эпоху китча. «Матисс неона и светящихся красок», как называли в Европе Райсса, вполне отвечал прозвищу: силуэты Матисса Райсс превращал в фотомонтажи с использованием современных материалов.

Предвестник перформанса Ив Клайн, воспринимавший искусство как концепцию, представлен в Эрмитаже работой «Арман». Рельефный портрет близкого друга Клайна, одного из основателей движения «Новые реалисты» выполнен в излюбленном Клайном синем цвете (запатентованной смеси кобальта с ультрамарином). Синий, кстати, шептал художнику как и всем простым смертным о небе и море и оказал воздействие на него еще в юности, на пляже Ниццы.

Арман Ив Клайна

Ив Клайн "Арман"

Внутри «Маяка», огромной инсталляции Хорхе Пардо, чувствуешь себя словно в микроИкее, недаром художник был мучим темой взаимодействия человека, дизайна и природы. Попадая в «сердце» инсталляции, оказываешься на секунду в центре американской мечты: компактно, удобно, минимум средств и с претензией на оригинальность.

Маяк Хорхе Прадо Хорхе Пардо "Маяк". (http://superflyyarns.tumblr.com)

Французский скульптор Сезар (Балдаччини), создатель композиций из найденных на свалке автомобилей представлен одним из остовов разбитых машин; Жорж Матье — лирической абстракцией «Молчание Гвиберта Ножанского»; остроумный постмодернист Бертран Лавье — перекрашенной работой абстракциониста Морелле. Привезли также «Валаам» Жерара Гаруста, яркий образец гиперманьеризма, особенным образом стилизующий знаменитую библейскую легенду; картину «От нуля до бесконечности», наглядную материализацию утекающего времени Романа Опалки и даже макет "Центра Помпиду" Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса.

Валаам Жерара Гаруста Жерар Гаруст "Валаам". (источник http://livresdemalice.blogspot.com)

Одним словом, Эрмитаж, доказавший еще на примере совместных проектов с галереей Чарльза Саатчи, что давно не является неприступной крепостью, ждет всех жаждущих приобщиться к малоизведанному в России современному искусству. Двенадцать работ — это, конечно, не весь Центр Помпиду, но для ознакомления широкой аудитории с классикой жанра под чутким руководством кураторов и деятелей искусства этого пока достаточно.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама