Масштаб и успех проекта «Культурный альянс Пермь – Санкт-Петербург» обещает побить все рекорды, cместив с первых позиций гастроли Центра Помпиду. Что невозможно пропустить в невероятно насыщенной программе Дней пермской культуры выясняет be-in.ru
Тот факт, что куратором культурного альянса является руководитель Музея современного искусства PERMM Марат Гельман, уже говорит о многом. Ведущий арт-дилер России, возглавивший пятерку лидеров в рейтинге самых влиятельных людей в искусстве за 2009 год, по мнению журнала «Арт-хроника», Гельман давно и с любовью разрушает стереотипы. Одни считают его воплощением мирового зла, другие жаждут попасть в к нему в фавориты. Но факт остается фактом: благодаря Гельману провинциальный город Пермь теперь с полным правом претендует на звание культурной столицы. Не противопоставляя себя Москве или Питеру, Пермь находится в поисках правильного диалога, понимая культуру как живую, обновленную среду.
«Видение» в «Ткачах»
Выставка «Видение» – первый проект Марата Гельмана в созданном им Пермском музее современного искусства. История видеоарта еще никогда, пожалуй, не была представлена на российской арт-сцене с таким знанием дела. Ведущие видеохудожники, классики жанра от Билла Виолы и Ширин Нешат до Марины Абрамович соседствуют с молодыми именами на площадке бывшей мануфактурной фабрики «Ткачи». В затемненном пространстве залов ничто не ограничивает восприятие: задуманный проект как нельзя лучше соответствует открывшемуся летом новому арт-пространству на Обводном. Увы, из заявленных сорока с лишним имен до Петербурга добрались не все (среди прочих не доехали Нам Джун Пайк, группа АЕС +Ф), однако, на это легко закрываешь глаза, с некоторым удивлением впитывая представленное.
Источник: официальная информация организаторов
«Выбор народа» в Новом музее
Отдельного внимания заслуживает выставка «Выбор Народа» общепризнанных создателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. В семидесятые Комар и Меламид иронизировали над идеологией и пугали диссидентов публичными признаниями в любви к Сталину ("все советские люди родом из Сталина"). В 1978 они эмигрировали в Америку, где тут же были признаны учениками Уорхола, поскольку ведущие критики разглядели в советском соц-арте аналог поп-арту.
Представленные в «Новом Музее» шедевры полны идиотизма – «Выбор народа» выявляет как "идеальную", так и "самую нежеланную" для публики картины благодаря проведенному в разных странах социологическому опросу. Самые разные люди из самых разных уголков планеты определяли не только изображение и фомат, но и размеры картины. Китайцы, к примеру, предпочли огромные холсты, у русских все оказалось скромнее, хотя Христос с медведем и копающими землю пионерами подводит итоги нового дискурса. Когда народ по привычке начнет возмущаться, ему можно предъявить результаты анкетирования, наглядно демонстрируя, что искусство отныне принадлежит ему.
Театр
Из театральной программы особенно выделяется лауреат «Золотой маски» «Балет Евгения Панфилова», представленный «Вальсом для помутненных рассудком» (создан самим Панфиловым) и одноактным балетом «Отторжение» (в постановке московского хореографа Ларисы Александровой). Покинувший мир легендарный Панфилов вложил в современный танец всю жажду жизни, которой, как известно, нет предела.
Нашумевший спектакль «Коммуниканты» Владимира Агеева вызывает интерес двоякий. Собравшиеся в сауне проститутки, депутат, милиционер и гастарбайтер общаются на привычном им языке, выявляя главного героя пьесы – собственно, обесцененную речь. Комедия Дениса Ретрова у Агеева граничит с «Аншлагом», потрясая воображение публики.
Музыка
Сюиту Владимира Мартынова по повести Хлебникова «Дети Выдры» организаторы провозглашают «самым сильным музыкальным переживанием осени». В этом, пожалуй, есть свой резон: тувинское горловое пение в сочетании с пермским академическим хором «Млада», экспериментами струнного ансамбля Opus Posth и минималистичной музыкой рождают новые жанры, названия которым еще предстоит придумать.
Подробная программа фестиваля Пермь-Санкт-Петербург
Комментарии