Странствующий арт-проект Dysfashional добрался до России. Чтобы увидеть своими глазами, нужно добраться до Центра современного искусства «Гараж» до 5 декабря 2010 года. Для тех, у кого не получится, рассказываем и показываем
Концепт экспозиции, разработанный кураторами Люкой Маркетти и Эммануэль Кинз, впервые был реализован три года назад в Люксембурге, ставшем европейской культурной столицей 2007 года. С тех пор выставка посетила Лозанну, Париж, Берлин и, наконец, Москву, каждый раз изменяя состав участников, трансформируясь и делая ставку то на современных художников, то на местных дизайнеров одежды, но всегда сохраняя основную идеологию.
Идея выставки, заключающаяся в смене языка выражения (дизайнеры одежды рассказывают о мире своих марок с помощью объектов и инсталляций), в 2010 году выглядит, мягко говоря, не новой. Подобного вида экспозиции на стыке моды, дизайна и искусства проходят чуть ли не каждый месяц и в La Galerie des Galeries при парижской Галери Лафайетт, и в лондонской Barbican gallery, и в десятках других выставочных пространств по всей Европе. Хотя, стоит отдать должное, среди проектов подобного рода Dysfashional сохраняет авторитет на правах первопроходца жанра и по-прежнему берёт размахом и уровнем имён: в списке участников всегда много всемирно известных дизайнеров и модных домов.
В Москве проект представлен в несколько урезанном виде (до России не доехали работы Pierre Hardy, Bernhard Willhelm, Kostas Murkudis и многих других дизайнеров), но всё же в «Гараже» есть на что посмотреть: на выставке можно увидеть похожую на кинодекорации инсталляцию из деревянных панелей от Maison Martin Margiela, придуманные арт-директором Kenzo Woman Антонио Маррасом тканевые конусы-светильники, видео Хуссейна Чалаяна и Рафа Симонса, и две инсталляции Гаспара Юркевича, одну из которых дизайнер создал для Центра Жоржа Помпиду совместно с участницами музыкальной группы CocoRosie. Из российских дизайнеров были выбраны только двое участников – Nina Donis и David Koma. Нина Неретина и Донис Пупис выстроили угол комнаты, раскрашенный в духе супрематистов в чистые яркие цвета, так любимые дизайнерами. Давид Кома, в свою очередь, обратился за помощью к петербургскому мастеру дамасской ковки Дмитрию Жукову, – так появилось платье из сваренных между собой гвоздей.
На выставке оказались работы и двух парижских художников – волосяные скульптуры Жюстина Морана и инсталляция в виде гравированного стекла от Item Idem. Сириль Дюваль, скрывающийся под коллективным псевдонимом Item Idem, кажется, особенно любим московской модной публикой. Известный экспрессивной манерой одеваться и блогом на сайте Colette не меньше, чем своими концептуальными проектами на стыке моды, дизайна и рекламы, художник работал над оформлением интерьера московского Mood Swings Apartment Store и теперь не упускает возможности оказаться в российской столице лишний раз: уже посещавший показы в рамках Cycles&Seasons прошлой весной, на вернисаже в «Гараже» Дюваль сканировал потерянным взглядом модную публику, прочно засевшую за столиками с сырными закусками.
Особняком на выставке выглядит пространство Parasite, придуманный дизайнерским дуэтом BLESS лабиринт из перегородок с настенными пейзажами в виде фотографий квартир известных персонажей парижской богемной тусовки. Parasite – выставка внутри выставки, кочующая из одного проекта Dysfashional в другой капсула со своей собственной атмосферой гибрида галереи и бутика, наполненная объектами молодых художников. Ответственной а «начинку» московского пространства Parasite стала Оксана Бондаренко, директор арт-агентства THE JULY 16, организовавшего привоз Dysfashional в Москву. Оксана, продвигающая молодых российских художников на западный арт-рынок, до этого выставляла работы арт-группы Recycle, Юлии Заставы и Ани Жёлудь на фестивале Parcours Saint Germain, организовывала лондонскую презентацию фотоальбома Алексея Киселёва и Данилы Полякова “The Naughty Noughties” и привозила французских стрит-артистов на молодёжную биеннале «Стой! Кто идёт?». Для «Гаража» Бондаренко сделала выборку из легко конвертируемых в модный контекст работ Дмитрия Тесёлкина, Сергея Огурцова, Ани Жёлудь, Кати Ковалёвой и Юли Заставы.
Проект Dysfashional был задуман, в первую очередь, как механизм по расширению сознания: мода – это не столько одежда, сколько сосредоточение авторских вселенных, каждая из которых устроена по своим собственным эстетическим правилам игры. К выставке, берущей на себя роль кунсткамеры, собирающей вырванные из разных дизайнерских миров объекты, смешно предъявлять претензию по поводу кураторской работы. Экспозиция, размещённая в холле «Гаража», в «предбаннике» перед основными экспозициями, в таком виде выполняет функцию лёгкого аперитива и со своей задачей вполне справляется. Читать кураторские манифесты с пространной рефлексией над смыслом приставки “dys” в названии выставки нет особого смысла: подразумеваемые разрыв, прерывистость и несостыковка ощущаются не на уровне идеологии, а на уровне её воплощения в жизнь. Задача калейдоскопа – складывать стекляшки в красивые симметричные паттерны. А выставочный механизм, призванный сменить оптику при взгляде на обыденные вещи, не должен рождать смыслы и призывать к игре в ассоциации: ему достаточно исправно функционировать.
Фотографии и видео:Алёна Чендлер и Алексей Калабин.
Комментарии