Брайан Ино побывал в Петербурге, чтобы прочесть лекцию «Что такое культура и зачем она нам?» и представить инсталляцию «77 Million Paintings» на фестивале Yota Space
Писать его портрет – трудно.
Ленин, внешне, весь в словах, как рыба в чешуе...
(М. Горький о В. И. Ленине)
Брайан Ино – музыкант, продюсер, культуролог и теоретик искусства – навестил Россию, чтобы напомнить о себе по случаю выхода очередного альбома, завезти мультимедийную инсталляцию на фестиваль Yota Space и выступить с открытой лекцией в петербургской консерватории.
Brian Eno,1973. Photo by Neal Preston
«Что такое культура?» и «Кто такой Брайан Ино?» – тот, кто возьмётся отвечать на эти вопросы, обязательно перейдёт «птичьий язык», субкультурный или профессиональный. Остальные, скорее всего, ограничатся историческим анекдотаом или постараются уклониться от беседы. К счастью, самому Ино, регулярно берущемуся рассуждать на обе вышеозначенные темы, удаётся и без птичьего языка, и без исторических анекдотов.
Конспект лекции в блоге peremeny.ru
Ему, вообще говоря, многое удаётся. Когда-то, опираясь на силу мысли и возможности техники, он заставил снобов всех мастей повернуться лицом к поп-музыке. Потом музыкальные альбомы серии «Ambient» вынудили меломанов расширить устоявшуюся терминологию. Но и этого ему было мало. Ино решил вторгнуться в пространство людей, далёких от искусства в принципе. Для этого пришлось разработать звуковую оболочку для ОС Windows 95. Эксперимент снова оказался удачным.
Как выглядел бы мир, не будь в нём Брайана Ино, вообразить теперь сложно. Между делом Ино успел вмешаться в творчество Дэвида Боуи, Roxy Music, U2 и других достойных музыкантов и групп, создать несколько выдающихся саундтреков к не менее выдающимся кинофильмам, написать книгу, провести серию экспериментов по взаимодействию звука, цвета и света, сбивших с традиционного пути многих художников.
В конце восьмидесятых Ино приезжал в Россию по делам: cпродюсировать альбом «Звуки Му» одноименного коллектива, встретиться с лауреатом Сталинской премии Львом Терменом (изобретателем терменвокса). В конце девяностых он привёз в Санкт-Петербург жену, дочерей и осел в нём на некоторое время. Коллекция Русского музея и сегодня впечатляет Ино больше, чем все богатства Эрмитажа, а для прогулок по центру города ему не требуется проводник. Но не ищите Брайана на улицах Петербурга. Прочитав лекцию, он улетел. Осталась только инсталляция.
Интерактивная инсталляция «77 Million Paintings» – это возможность чуть больше узнать о себе и своём мироощущении для пытливых, о Брайане Ино и одной из граней его авантюрного таланта – для любознательных, о культуре и искусстве нашего времени, которые, как наш герой, испытывают на прочность барьеры между светом и звуком, художником и зрителем, индивидуальным и коллективным, телесным и ментальным, правдой и вымыслом, смехом и слезами, – для всех.
Комментарии