Художественные фильмы о моде, рекомендуемые к обязательному просмотру редакцией be-in.ru. Список, в который вошла дюжина кинолент, составлен субъективно и с пристрастием
В то время как проходит Неделя модного кино (программа которой составлена из документальных лент о разного рода выдающихся дизайнерах), невредно вспомнить и некоторые фильмы о моде и о тех, кто ее делает.
Забавная мордашка (1957)
Легчайшая, очаровательная, слегка дурацкая музыкальная комедия Стенли Донена про то, как штатный фотограф женского журнала (будто бы списанный с Ричарда Аведона) находит эталон красоты в лице своенравной продавщицы. Funny Face c Фредом Астером и Одри Хепберн в главных ролях, с кутерьмой, непременным Парижем и платьями от Живанши - образцовая открытка из 50-х, времени столь искреннего, сколь и фальшивого. Хепберн делает тут заявку на статус главной иконы эпохи – которой она окончательно станет четыре году спустя, сыграв трагическую тусовщицу Холли Голайтли в "Завтраке у Тиффани".
Жидкое небо (1983)
Совершенно сумасшедшая кинокартина об инопланетянах, убивающих различных фигурантов нью-йоркской богемы начала 80-х - в моменты оргазмов или опиатных приходов. Снятый советским эмигрантом Славой Цукерманом, ошеломительный этот фильм яляется по сути калейдоскопом безумного стиля той поры: от кислотного издевательского гламура до кибер-панка с блестками и андрогинами. Обе главные роли - и мужскую, и женскую - играет английская модель и сценаристка Энн Карлайл, в фильме также много футуристического электро и передовых дизайнерских решений. Главный кинокульт рейверов, до появления которых оставалось еще лет пять. Ключевой магазин нью-йоркских поклонников винила, латекса и обуви на двадцатисантиметровой платформе, мекка экстази-деток и первое место работы выдающейся артистки современности Хлоэ Севиньи - назывался, конечно, Liquid Sky.
Светлана Тегин, |
" Вим Вендерс о Ямамото - по-прежнему мой любимый фильм о моде." |
Записки об одежде и городах (1989)
Один из двух фильмов духовидца и зануды Вима Вендерса, посвященных боготворимой им Японии, документальная медитация о творчестве великого дизайнера Йоджи Ямамото. Токийская мастерская модельера, рассуждения героя о профессиональном и вечном, вендерсовская многозначительность (одних завораживающая, других невероятно бесящая), превращение невнятных лоскутов материи в фантастические одежды, какая-то настойчивая, требующая постижения ее сути, невероятная красота, для описания которой, однако, слов не никогда не хватит. Новаторские "Записки", которые снимались частично на диковинную тогда "цифру", похожи на что угодно, только не на благостный парадный байопик модного гуру.
Прет-а-порте (Готовое платье) (1994)
Очередное многофигурное полотно грандиозного режиссера Роберта Олтмана: Парижская неделя моды, десятки персонажей - от дизайнеров и моделек до осатаневших фешн-редакторов и разного ранга пассий упомянутых - в сети изощренных конфликтных взаимосвязей. Скандалы, интриги, вражда и привязанности. Звездная сборная артистов: Софи Лорен, Марчелло и Кьяара Мастрояни, Лили Тейлор, Руперт Эверетт, Джулия Робертс, Лорен Бэкалл, Шер плюс труженики модной индустрии вроде Наоми Кэмпбелл, Мюглера, Готье и Лакруа - легче перечислить, кто там не снимался. Язвительная и соблазнительная иллюстрация мира "высокой моды" 90-х
Нечестная конкуренция (2001)
Трогательный антифашистский фильм о двух конкурирующих торговцах модной одеждой в муссолиниевском Риме 30-х: один итальянец, другой (Серджио Кастеллито) - еврей, коллизия понятна, также есть Жерар Депардье в эксцентрической версии. Снял это гуманистическое кино крайне интересный режиссер Этторе Скола (опус магнум которого - "Отвратительные, грязные, злые"), чья творческая биография, несмотря на крайнюю популярность его "Бала", сложилась довольно неудачно: будучи поколенчески младше великой "второй" неореалистической волны Висконти-Антониони-Феллини-Пазолини, он угодил в "закат итальянского тренда". Этот же фильм попал в этот список, потому что выражает полезную мысль: "знайте же, грубые сердцем, что и владельцы бутиков чувствовать умеют".
Убийство Версаче (1998)
Рваный, спотыкающийся, но при этом странно увлекательный фильм о событиях, приведших к роковому 15 июля 1997 года - дню, когда в Майами дорогостоящий 26-летний хастлер Эндрю Кьюнанен застрелил модельера Джанни Версаче. Картину сняли слегка жуликоватого типа третьестепенные голливудские деятели - в адской спешке, стремясь закончить, пока все еще не позабыли о громком деле. На роль убийцы нашли дико внешне похожего паренька. "Убийство Версаче" интересно не мутной конспирологией (связанной с расследованием ЦРУ), а поданной впроброс, но кажущейся достоверной "грязной кухней" модного бизнеса.
Джиа (1998)
Душераздирающая, хоть и местами глуповатая, биография Джии Каранджи - манекенщицы, фактически открывшей эру супермоделей, героиновой и крэковой наркоманки, лесбиянки, умершей в возрасте 26 лет от СПИДа. Анджелина Джоли изображает ее необузданной и неприкаянной девчонкой с большим сердцем, а всяческие дефиле, фотосессии и фуршеты контрастно оттеняют ломки, торч в грязных подворотнях и скоротечный телесный распад. Кроме прочего, именно после этого кино товарищ Джоли стала непререкаемым кумиром для лесби-сообщества.
Мех (2006)
Несколько манерная, провалившаяся в прокате, однако пикантная и любопытная фантазия на тему трудной жизни Дианы Арбус, легендарного модного фотографа 50-60-х, дочери владельцев манхэттенского мехового ателье. Она снимала вещи и людей в них для Vogue и Glamour, а для "искусства" фотографировала трансвеститов, калек и ребенка с игрушечной гранатой посреди Централ-Парк. Николь Кидман с присущим ей холодным великолепием изображает несчастную, страдающую от периодических депрессий, женщину, все же страстно влюбленную в жизнь и постоянно ищущую красоту повсюду.
Дьявол носит Prada (2006)
Сатирическая комедия о жестоком и беспокойном мире большого глянца, история успеха провинциальной отличницы, что устраивается в журнал Runway (списанный, понятно, с американского Vogue) ассистенткой великой и ужасной Миранды Пристли (читай - Анны Винтур, с которой, согласно легенде, никто в благоговейном ужасе не заходит в один лифт издательского дома Conde Nast). Актерский поединок великолепной Мерил Стрип и трогательно неопытной Энн Хатэуэй - самое интересное в этой экранной версии скандальных мемуаров винтуровской помощницы Лорен Вайсбергер, не считая некоторых подробностей закулисной жизни модных редакторов и стилистов.
Глянец (2007)
Русская интеллигенция высказывается против бездуховного гламура. Картину Андрея Кончаловского, по сценарию Дуни Смирновой, можно вполне справедливо обвинить в самых разных прегрешениях (в первую очередь - в том, что "антигламурный" фильм так бесхитростно и невыносимо гламурен), однако это чуть ли не единственный пример в нашем большом кино, когда на экране - пустопорожний, но все же существующий мирок индустрии красоты. Ирина Розанова, изображающая циничную и несчастную редакторессу женского журнала, или Ефим Шифрин в карикатурной роли пожилого модельера (помеси Лагерфельда и Юдашкина) - где-то в реальности мы определенно видели всех этих людей.
Татьяна Мазина, |
Мне особенно нравятся следующие фильмы: "Скафандр и бабочка" - вроде фильм о редакторе журнала, но на самом деле, совершенно о другом. "Верушка. Жизнь перед камерой". Документальный фильм о супермодели Верушке. Просто рекомендую всем к просмотру, мне герония и так нравилась, а после этого фильма я вообще ее фанат. Увидела фильм на Первом канале и была очень удивлена. Просто обожаю фильм "Pret-a-Porter", он один из моих самых любимых. Хотя наш "гениальный" русский перевод иногда называет этот фильм «Высокая мода». Кто хоть немного разбирается, знает, что «прет-а-порте» и «высокая мода» - совершенно разные понятия. Еще рекомендую смешной фильм о мужчинах-моделях «Образцовый самец». |
Скафандр и бабочка (2007)
Редкий пример серьезной гуманистической драмы о труженике модной индустрии. Главред французского Elle Жан-Доминик Боби после автокатастрофы оказывается полностью парализованным: он может только моргать левым веком. С помощью специальной системы знаков Боби напишет книгу воспоминаний о жизни, посвященной лукавому миру моды и чувственным удовольствиям. Режиссер Джулиан Шнабель (в "первой жизни" - популярный художник), сделал практически безупречное кино, которое не стесняется задавать невыносимые вопросы, не удараясь при этом в дурновкусие. Матье Амальрик, Эммануэль Сенье и Макс фон Зюдов поддерживают замысел филигранной игрой.
Бруно (2009)
Суперпопулярный британский комик Саша Барон Коэн в очередной скандальной ипостаси - на сей раз предельно манерного гея Бруно, ведущего на австрийском ТВ передачу о моде и стиле. Сделанный, как и "Борат", как череда партизанских гэгов за гранью добра и зла, уморительный этот фильм представляет собой, на самом деле, преувеличенную, но вполне достоверную картину не только крайнего пидовства, но и помешательства сегодняшнего времени на потреблении всякого хлама и беспрестанном уточнении собственной "идентичности" через бесконечные бренды и тренды.
Читайте также:
Медиатека be-in. Документальные фильмы о дизайнерах
Комментарии