Все эти безумные авангардисты: почему и зачем в этом году нельзя пропускать "Скиф"
Уже пятнадцатый международный фестиваль, устраиваемый Анастасией Курехиной и ее коллегами на радость всем поклонников шума, скрипа и мрачного гула, в этот раз пройдет 13 и 14 мая, и вы знаете где,- конечно, в кинотеатре "Прибой". Среди выступающих особняком стоит троица хедлайнеров: старинные панк-эстеты The Ex, зубодробительные Swans и Gonjasufi, который, может, и появился недавно по сравнению с этими двумя зубрами "музыки не для всех", зато сразу завоевал хорошую прессу и любовь ценителей необычного хип-хопа. Но звезды есть звезды, Муджус Муджусом (он, естественно, тоже будет там) а разговор пойдет об их чуть менее именитых коллегах, составляющих в этом году мощнейший интернациональный десант всего самого странного и необычного на нынешней европейской сцене. Не забывайте также о не связанных с музыкой пунктах программы фестиваля, ведь "Скиф" - это еще видеоарт, перфомансы, инсталляции, фильмы и многое другое.
Father Murphy (Италия)
Ступившие во главе с преподобным Фредди Мерфи на опасную дорожку мистических чернокнижных заклинаний, эти трое итальянцев исполняют медитативную, но жуткую и монотонную звуковую агонию из слабо узнаваемых гитар и барабанов, сравнимую с рисованием черным фломастером по черной бумаге; впрочем, мотивы у них самые искренние и естественные - участник группы Фредерико ведет блог, где выкладывает фотографии и рассказывает о том, как они здорово сходили в лес. Что происходит во время этих прогулок, лучше не задумываться.
Возвращаясь к музыке, отметим, что для уха звучит это даже сложнее, чем дарк эмбиент или блэк метал, формально ограничивающие стилевые характеристики их творчества, поэтому во избежание неприятностей Father Murphy не рекомендуется религиозным и впечатлительным слушателям, а также тем, кто боится крови и черного юмора.
Zombie Zombie (Франция) и Алан Ховарт (США)
Алан Ховарт и половина Zombie Zombie
Достоинства сочетания играющей в реальном времени группы и кинематографа уже были положительно оценены на серии выступлений "Немое кино+живая музыка", проходившем в киноцентре "Родина". Теперь у нас есть возможность познакомиться с причудливой версией звукового оформления картин режиссера Джона Карпентера от французского краут-рок-дуэта Zombie Zombie, творчество которого и так более всего напоминает саундтрек к фильму ужасов.
Участие в выступлении примет и другой гость из мира кино - Алан Ховарт, писавший музыку и саунд-эффекты для "Хэллоуина" того же Карпентера, "Стар Трека", "Дракулы" Фрэнсиса Копполы и еще доброго десятка известных фантастических, непонятных и кровавых картин.
Есть Есть Есть (Санкт-Петербург)
Помните ли вы бормочущих умников 2H Company, взорвавших унылое поле русского хип-хопа в середине далеких нулевых? Какое-то время назад покинувший коллектив Михаил Феничев собрал новую группу, где "несет чушь на благо" уже при поддержке живых инструментов, но с тем же, а то и более залихватским, задором. Как рассказывает один из участников проекта, им хочется, чтобы у слушателя после концерта или знакомства с альбомом (скачать его, кстати, можно абсолютно бесплатно) возникло желание "купить цветочков, испечь торт, позвонить в ремонт лифта"; в общем, понять это сможет не каждый, но тем, кто ценит абстрактную лирику, слушать "Есть Есть Есть" надо в обязательном порядке.
Asian Women On The Telephone (Москва)
Asian Women On The Telephone, фотография - katya ashitkova
Давние участники московского андеграундного котла, что по неизвестной причине и вопреки усилиям деятелей шоу-бизнеса до сих пор радует ценителей экспериментов, "азиатки" врезаются в голову чередой звуков необъяснимого происхождения, усиливая шокирующий эффект безумными костюмами насекомых и чудищ. Участники коллектива не боятся вызывать на сцене "гномика" (помните, была такая забава в детстве?), сознательно запугивая зрителей, хотя, набравшись смелости, под некоторые композиции группы можно пуститься в эпилептические пляски на обглоданных костях нойза и его всевозможных вариаций.
Мох (Беларусь)
Основной двигатель независимой музыки в дружественной Беларуси и участник нашумевших "Солнцецветов", Антон Кривуля в одиночку играет трогательную, мелодичную и цепляющую с первого раза поп-музыку с мотивами из романтического прошлого. Вслед за хитовым альбомом "Миллиард желтых птиц", вышедшим в прошлом году, недавно музыкант порадовал любителей всего интересного новой короткометражной записью "Камни приходят ко мне"; ее, как и старые песни, он представит в своем выступлении.
Иногда, кажется, Кривуля сам не до конца понимает, что с ним происходит в этом проекте, но от неожиданных сбивок и строчек, достойных места в психиатрической лечебнице, становится еще приятнее и необычнее слушать его "Мох".
James Blackshaw (Англия)
К сожалению, время виртуозных гитаристов ушло безвозвратно вместе с психоделическими опытами прошлых лет, а почетный трон струнных заняли клавиши на всевозможных сэмплерах и синтезаторах. Тем удивительнее выглядит то, чем занимается 29-летний Джеймс Блэкшоу, виртуоз двенадцатиструнной гитары и талантливый современный композитор.
Эти неповторимые аудио-полотна обладают чуть ли не целебными свойствами, и, если музыку Джеймса с уверенностью можно назвать задумчивой, то злой, упадочной и мрачной - никогда. В этом его существенное преимущество (и редкая удача для слушателей) перед большей частью нынешних авангардистов и псевдоавангардистов, порой напоминающих сборище готов или сатанистов в ожидании культового жертвоприношения какого-нибудь животного.
Arnold Dreyblatt Ensemble (Нью-Йорк)
Минимализм, дронирование и гипнотические ритмы, соединяясь в причудливых слепках звуков, позволяют странным образом видеть, а не слышать музыку, которая яркими красками начинает переливаться прямо у вас в голове - знакомый подход, не правда ли? В целом, профессор искусств Арнольд Дрейблатт двигается примерно в том же направлении, что и масса американских экспериментальных коллективов, названных кем-то с легкой руки "New Weird America", только используя другие инструменты и начав делать это куда раньше остальных.
Начиная с конца семидесятых у Дрейблатта было довольно много таких джазовых ансамблей, исполняющих вовсе не джаз, а в Петербург он привезет свой последний проект, с которым играет пока всего два года.
Killl (Норвегия)
В прошлом году потребности металлистов в брутальной молотиловке на "Скифе" с лихвой удовлетворили итальянцы Zu, а теперь, видимо, черный флаг тяжелой музыки торжественно переходит к этой группе. Норвегия всегда славилась своим металом, хотя Killl представляет не совсем стандартный вариант - участники играют в других группах (Jaga Jazzist, Single Unit, JR Ewing, Altaar) и не рассматривают этот коллектив, как основной, собираясь только для живых выступлений.
Тем интереснее: шумный и импровизационный материал на стыке лучших традиций блэка и цифрового терроризма заставит ваши уши свернуться в трубочку и молить о пощаде, пока пятеро музыкантов будут создавать на сцене неповторимую атмосферу паники и хаоса, впрочем, все равно в итоге отвечающую принципам гармоничного звукового ландшафта.
To Catch a Crab (Франция)
Крайне романтичный и красивый дуэт Кристины Клемен и Паскаля Жюли своей мягкой и расслабленной игрой отправляет всех куда-то на океанское побережье, в мир спокойствия и роскоши, когда, поедая краба, скорее чисто из интереса ты задумываешься, сложно ли его было ловить.
Но, вслушавшись, понимаешь - не все так хорошо у этой парочки, а на их пляже чаще идет ливень, чем светит благостное солнышко. Слышны здесь и отголоски так называемого мрачного джаза - спокойной, но тревожной и всепоглощающей меланхолии в музыке.
Комментарии