Панк-опера от скандальных канадцев, гаражная психоделия Thee Oh Sees, экспериментальные рыцари без доспехов Battles, и совсем юные, но такие холодные iceage
Fucked Up - David Comes To Life (2011, Matador)
Знаковая для нулевых панк-группа и в новом десятилетии продолжает свою тяжелую поступь к обложкам журналов и всемирной популярности - Fucked Up явно не сиделось спокойно в глубоком андеграунде, хотя нести разрушение группа продолжила и после перехода на солидный лейбл Matador, пристанище для популярных артистов вроде Belle & Sebastian и Interpol. Ничего удивительного, что живые шоу канадской шестерки всегда отличались жаркой атмосферой и представляли опасность для жизни посетителей - россияне могли лично убедиться в этом на прошлогодних концертах в Москве и Петербурге.
Теперь о новом альбоме - остросоциальной лирике канадская группа вовсе не отказала, правда, на этот раз колоритный вокалист по кличке Pink Eyes орет целую 78-минутную оперу о любви, расставании и попытке сделать бомбу вместе с возлюбленной Вероникой некоего Дэвида Элиаде, персонажа, введенного в мифологический мир Fucked Up еще на первом, самом агрессивном и тяжелом лонгплее коллектива. Сквозь хитрозаплетенную лав-стори слышится рассказ о сопротивлении, разрушении, смерти, или разочаровании. Можно вообще ничего не слышать (не владея английским, например) и просто насладиться традиционным концептуальным рок-альбомом.
Но главное здесь в другом. Fucked Up как феномен показательны в том смысле, что смогли пронести свой изначально подростковый протест сквозь время, не растерять в медных трубах шоу-бизнеса ярости, напора и чувства юмора и при этом выглядеть адекватно, современно и мощно на отчетном отрезке времени. Пока что они все делают правильно, и, если вы интересуетесь роком, но еще не слышали Fucked Up, то сейчас самое время для того, чтобы познакомиться с ними - как отмечают музыканты, "David Comes To Life" стал кульминационном моментом в десятилетних попытках канадцев стать настоящей группой, а с точки зрения стороннего наблюдателя этот альбом уж точно можно считать лучшим в их карьере.
Thee Oh Sees - Castlemania (2011, In The Red)
Есть люди, в чьи способности (и обязанности) входит игра на многих инструментах, дикие крики и выпуск нескольких десятков альбомов с разными аккомпаниаторами. Современная легенда американской независимой сцены Джон Дуайер как раз из таких. Он успел, не щадя ушей поклонников, поиграть во множестве интересных и шумных групп (например, Coachwhips, Burmese и Pink & Brown), но его хронологически последнее детище, Thee Oh Sees, выглядит наиболее полноценным и продуманным, так же оставляя смельчаков-слушателей в недоумении; но так же, да не так же - потому что здесь действительно хочется понять, что квартет из Сан-Франциско пытается тебе сообщить.
Все это напоминает помесь аутентичного гаражного рока 60-х, великого Скримин Джей Хоукина и группу Битлз в момент кислотного трипа. Строго на любителя, конечно, в первую очередь из-за перегруженного звука и совершенно неадекватных текстов; ну а когда же психоделическая музыка была доступной и понятной?
Battles - Gloss Drop (2011, Warp)
В свое время Battles наделали немало шума дебютным альбомом "Mirrored" - тогда он открыл новые горизонты в старательно осваиваемом большинством нынешних музыкантов сплаве электроники и гитар, приятно поразив критиков и заставив их восторгаться на все возможные и невозможные лады. Но ко второй полнометражной записи, ждать выхода которой пришлось целых четыре года, произошла самая главная перемена в жизни группы - ее покинул смуглый гений экспериментальной музыки и обладатель пышной прически Тёндай Брэкстон, обеспечивавший эффекты, оригинальный мультяшный вокал, и, судя по всему, существенную часть аранжировок.
Нельзя сказать, что оставшиеся участники - какие-то лохи и парни с улицы; им довелось поиграть в ключевых альтернативно-независимых формациях вроде Don Caballero, Storm&Stress, Helmet и Lynx, сознательно и заслуженно ценимых в среде знатоков интеллектуального рока. Но из репертуара Battles вместе с Брэкстоном исчезла та самая особенная стальная жесткость, немного пугающая и оттого более привлекательная. Теперь, если уж использовать сравнение "по металлу", образ, создаваемый творчеством группы больше походит на пьяного рыцаря без доспехов, распевающего те же самые бредни, что ему раньше так легко сходили с рук, под примерно то же сопровождение, но ведь без доспехов; и кажется, что в структуре вся основа вымывается излишней вальяжностью, рассеиваясь, и теряя такой привлекательный и дорогого стоящий шарм на ходу. Короче, "Mirrored" пульсировал живой и жгучей энергией, а вот "Gloss Drop" этим похвастаться, увы, не может. Так что его лучше считать переходным этапом, впрочем, от переходности не теряющим в качестве, надо лишь помнить - впереди нас ждет что-то более интересное от этого, несомненно, выдающегося трио.
iceage - New Brigade (2011, Escho)
Не удивляйтесь - название этой датской группы написано с маленькой буквы не от наплевательского отношения, а потому, что сами участники настаивают именно на таком варианте. Четверо весьма юных (на данный момент самому старшему из них исполнилось 18 лет) жителей Копенгагена делают то же, что и их сверстники со всех концов света на протяжении уже четырех десятилетий. Они играют панк. Но порядка ради, необходимо добавить - iceage можно считать и пост-панком, и хардкором, и, простите уж, шумным инди-роком. Во всех нишах они заслуживают высочайшей оценки за наглость, четкость, и простые, но цепляющие мелодии. А если посмотреть живое выступление, где неистово колотят друг друга такие же подростки, понимаешь - не зря их творчеством восхищаются на протяжении последнего года издания от Maximum Rock'n'Roll до Pitchfork.
После дебютного "New Brigade", где лишь одна композиция достигает хронометража в три минуты, успех пришел к ним вполне заслуженно, хотя и, наверное, излишне резво - сейчас парни ездят по Америке вместе с маститыми Liars, а нам остается только надеяться, что запал их не иссякнет вместе с солидными контрактами и последствиями развязной жизни рок-звезд.
Комментарии