Фотографии Анни Лейбовиц в Эрмитаже; графика Магритта, Дали и Гигера в "Этажах"; дипломные работы выпускников Школы Родченко и другие выставки первого летнего месяца
Агостино Боналуми в ММСИ
Заслуженный итальянский авангардист более полувека не изменяет своему эстетическому методу, сосредоточенному практически на "прощупывании" формальных границ искусства. Работы 76-летнего Боналуми - производные абстрактной живописи и абстрактного же скульптурного рельефа: на каркас из проволочек и брусочков он натягивает холст, покрытый яркой акриловой краской, дальше уже многозначительно играет с выпукло-вогнутыми формами. Форма у него (в экспертных заключениях искусствоведов, разумеется, снабженная приставкой "мета-") - и вопрос, и ответ; прихотливо изогнутая или вздыбленная поверхность холста - самодостаточная вещь. Его соотечественники-современники испытывали контекст на прочность: Лучио Фонтана проделывал дыры и порезы опять же в холсте, Пьеро Мандзони и вовсе троллил общественность, выставляя на продажу консервные банки с собственным дерьмом. Боналуми же, с его одержимостью формой и цветом, недаром благодарно был в итоге воспринят дизайнерами всяческой причудливой мебели: его искусство умопостижимо, крайне рационально, самоочевидно, радует глаз. Название выставки шестидесяти произведений классика очень удачно озаглавлено: "Рациональное и видимое".
"Arancione"
31 мая - 11 сентября 2011, Московский музей современного искусства.
Лекции о русском искусстве 2000-х в ГЦСИ
Просветительский цикл, указывающий на тот факт, что нулевые уже определенно нуждаются в теоретическом осмыслении как состоявшийся и частично архивировнный отрезок истории российского искусства. В фокусе внимания лекторов (ведущих кураторов, арт-критиков и собственно историков искусств) - политические, экономические и эстетические аспекты художественной практики недавно закончившейся декады. Так, Милена Орлова развернет анализ любопытных изменений в организации и экономике совриска в лекции с красноречивым названием "От богемы к истеблишменту"; награжденный в этом году "Инновацией" в книжной номинации Антонио Джеуза расскажет о развитии видеоарта нулевых; Татьяна Волкова объяснит, чем переживший в 2000-х бурный подъем арт-акционизм ("ПГ", Война, "Бомбилы", "Что делать?") принципиально отличается от московских акционистов 1990-х. И так далее, полное расписание лекций на сайте ГЦСИ.
Группа ПГ, "Милиционер"
2 июня – 28 июля 2011, ГЦСИ, Малый зал.
Анни Лейбовиц в Эрмитаже
Экспозиция выдающегося современного фотографа, перед которой трепещут знаменитости разного калибра, до Эрмитажа побывала во множестве выставочных пространств США и Европы. Основа выставки из примерно ста фоторабот - книга "Жизнь фотографа - 1990-2005". Снимки всех мыслимых жанров и интонаций: от натюрмортов, холодных интерьерных съемок и неуловимо ироничных портретов селебрити (вроде Брэда Питта или Синди Кроуфорд) для Vanity Fair до совершенно поразительной, местами безжалостной, местами ошеломляюще нежной "личной" серии: быт, похороны друзей, старенькие родители, поздний ребенок, великая Сьюзен Зонтаг - многолетнаяя спутница жизни, ушедшая из жизни в канун 2005-го. Выставка категорически рекомендуется тем, кто знает Лейбовиц лишь как властительницу высокого глянца.
Сьюзен и Сара, 2001
22 июня - 4 сентября 2011, Государственный Эрмитаж.
Графика сюрреалистов в "Этажах"
Рисунки, гравюры и коллажи знаменитых художников, так или иначе причастных к сюрреализму, под логичной шапкой "Коллективное бессознательное". Литография Джорджа Де Кирико "Манекен" тут соседствует с поздними, уже прямо совсем на любителя, сериями Дали (где у гравюр названия вроде "Ультрасюрреалистическая корпускулярная Галочка"), а больные, дико кинематографичные (привет "Чужому-3") рисунки Гигера - с "Аргонавтами" чилийского сюрреалиста Роберто Матта. Гвоздь программы - графика нечеловеческого художника Магритта - в "Этажах" будет половина из его немногочисленных рисунков.
Рене Магритт, "Это не трубка"
11 июня - 14 июля 2011, лофт Этажи.
"I Am Who I Am" - выпускники Школы Родченко
Выставка дипломных работ пока только второго выпуска Школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко - разумеется, не просто смотр студненческих достижений, а самая что ни на есть презентация тех, кто будет, вероятно, определять уровень и почерк здешней художественной сцены в ближайшем или чуть более отдаленном будущем. 20 выпускников самой продвинутой учебной институции в своих пока еще не застывших стратегиях, понятное дело, следуют за преподавателями-кураторами. Ученики главной в стране по журнальной фотографии, галеристки Ирины Меглинской, работают в русле красивой художественности, в то время как подопечные апологетов левого критического искусства Давида Риффа и Кирилла Преображенского делают злободневные, рефлексивные вещи: например, Полина Канис с провокационным и пессимистическим видео об идеологической манипуляции в сегодняшней школе.
Полина Канис, кадр из дипломной работы
8 - 26 июня 2011, Мультимедиа Арт Музей.
На превью - фотография Анни Лейбовиц "Брэд Питт, Лас-Вегас", 1994
Комментарии