В конце августа 2008 в киноцентре Родина (Санкт-Петербург) прошла серия показов документального кино про исландский тур группы Sigur Rós с одноимённым кинотеатру названием – Heima (по-исландски «родина»). Первый показ был на следующий день после концерта
О Sigur Rós все знают, что они черпают вдохновение в природе своей страны. Вы много знаете про Исландию? Плотность населения – 2-3 человека на 1 квадратный километр. Треть страны живет хуторами по два-три десятка людей. Дорог мало, всё пространство – это пустота (она же природа).
Около пяти лет назад в Россию приезжала «любимая местная группа премьер-министра Исландии», которую даже в самой северной стране мало кто знает. Очень смешная группа, название которой я вряд ли когда-нибудь вспомню. А ещё пару лет назад приезжали никому не известные бородатые reggae-музыканты. Очень спокойные, как и их северное reggae. В Исландии есть художники, архитекторы, скульпторы, поэты, писатели, режиссёры, актёры и Бьорк. И это при общем населении чуть больше трёхсот тысяч человек. В России плотность населения примерно такая же, но население измеряется не тысячами, а миллионами. 142 миллиона человек – по данным середины 2008 года. Удивительно творческое начало в людях этой странной страны – Исландии. В фильме есть эпизод с местным музыкантом, который играет на собранных им же камушках. Он их собирает на горе рядом с домом, хроматически раскладывает, и получается нечто, похожее на ксилофон с очень интересным звуком. Очень красиво на нём играют вместе все музыканты Sigur Rós.
Фильм Heima состоит из кадров, снятых во время турне Sigur Rós по Исландии, интервью с музыкантами и видео живой природы страны – гор, туманов, водопадов, – прокрученного в обратном движении. Получается, как у Билла Виоллы с его любимой темой стихий, только огня не хватает. Как бы там ни было, если музыканты черпают своё вдохновение из ландшафтов (временами, видимо, ландшафтов души), то у них это хорошо получается. Существует интересная гипотеза, что связь «природа-искусство» на деле оказывается обратной: не природа создаёт такое искусство, не жизнь влияет на него, а наоборот. Искусство способно описывать окружающее, подмечая детали, которые простому взгляду в этой форме не открыты. Акт творения приоткрывает мир в том ракурсе, в котором мы обычно не смотрим или не видим. Люди, которые живут в этом мире, создают много красивого.
В фильме есть эпизод о концерте в какой-то крохотной деревеньке, на который пришли местные дедушки-бабушки, дети и их родители и самостоятельные люди среднего возраста. Сидят все они и слушают концерт. Быть может, первый за множество лет концерт не местного хора (по словам группы, они там в каждой деревне есть), уровень мысли и сосредоточенности на лицах этих людей запредельный. Лица красивые, взгляд умный. И живут они поселением не больше пары сотен человек. Вы были где-нибудь в России, где живёт не больше двухсот человек? Как будет выглядеть основная часть населения этого абстрактного маленького поселения? Как долго они просидят на концерте похожей группы? Какая мысль будет в глазах этих людей?
В общем, много восхищения вызывают видеозаписи концертов Sigur Rós, поражает как группа и их музыка, так и окружающее, включая публику. Всё просто: местность – песня. Из каждого концерта этого исландского турне в фильм включено по одной песне. Кульминацией фильма становится съёмка с большого концерта в Рейкьявике – городе, где проживает треть всего населения Исландии. Здесь Sigur Rós устраивают настоящее шоу, играя с пространством сцены, светом, звуком и прочим. Но, всё равно, в памяти более ярко остаётся переживание маленьких и удивительных концертов, когда музыкантов и зрителей разделяет расстояние вытянутой руки.
Фото: www.heima.co.uk
сентябрь 2008
Илья Людевиг
Читайте также в журнале BE-IN:
Мамма миа! / Mamma Mia! Рецензия на фильм.
On-line мечта за полцены
Культтовары в музее федерального значения
Комментарии