Зрелищный и страстный драматический триллер про дублера сына Саддама Хусейна
Фильм голливудского новозеландца Тамахори, снятый на бельгийские деньги, - это основанная на имевших место в Ираке конца 80-х событиях, но изрядно перекроенная история простого лейтенанта Латифа, который имел неосторожность быть крайне похожим на Удея Хусейна - старшего сына иракского диктатора, вождя местного "комсомола", отмороженного психопата, садиста, мажора и развратника. Латифа нанимают на должность двойника Хусейна-мл., и очень скоро профиты такой фантасмагорической карьеры сменяются неприятностями - вспышками необузданного гнева нанимателя, покушениями и влюбленностью в очередную пассию Удея, женщину с непростой судьбой (Людивин Санье, замечательно преобразившаяся).
Обоих героев играет фактурный 33-летний британский актер Доминик Купер, известный по неглавным, но отличным ролям в пижонской мелодраме Лоне Шерфиг "Воспитание чувств" и последней постановке Стивена Фрирза "Неотразимая Тамара". В основном с помощью выразительной мимики и жестикуляции ему отлично удается передать человеческий контраст между одинаковыми с лица, но внутренне совершенно разными персонажами - честным и совестливым мужиком Латифом и ошалевшим от власти маньяком Удеем, который пытает ослушавшихся, насилует похищенных старшеклассниц и брызжет слюной во время истерических припадков.
Для Ли Тамахори - человека, в прошлом снявшего "Скалу Малхолланд" и серию бондианы "Умри, но не сейчас" - "Двойник дьявола", благосклонно принятый на кинофестивалях в Берлине и Сандэнсе, стал удачным возвращением, после творческого кризиса, не слишком успешных предыдущих фильмов, а также скандальной истории 5-летней давности, когда пожилой режиссер в женском наряде пытался на Сансет-стрип снять клиента, оказавшегося переодетым копом.
В "Двойнике" на деле очень немного от политического триллера или тем более исследования природы безграничной власти. Здесь речь идет скорее о констатации нехитрой психологической истины "мир велик, различны люди", а житейские подробности шикарной жизни диктаторского отпрыска (кокаин в промышленных количествах, стада автомобилей, шмотки от Gucci и Armani, роскошные телки) куда важнее серьезного осмысления феномена иракской тирании.
В российском прокате - с 11 августа.
Еще три фильма о жизни при диктатурах:
Бальзак и портниха-китаяночка, реж. Даи Сиджи, Китай, 2002
История влюбленных, сосланных в глухую деревню на "трудовое перевоспитание", в разгар маоистской "культурной революции". Важными символами, помогающими им выжить в окружающем хаосе насилия, служат кулинарные рецепты и романы Бальзака. Пронзительный рассказ, дающий хоть и слабое, но хоть какое-то представление о том, как жили "реакционные интеллигенты" в самый, наверное, безумный период долгой китайской истории.
Последний король Шотландии, реж. Кевин Макдональд, Великобритания, 2006
Нищая Уганда 70-х и диктатор Иди Амин, отметившийся на разных поприщах, от геноцида и поддержки террористов до буквального людоедства, - глазами его личного врача, наивного миловидного британца. Грандиозный Форрест Уиттакер нечеловечески круто изображает трансформацию Амина из народного любимца-харизмата в предельного монстра. Кроме прочего, одно из лучших высказываний о роли колониализма в воцарении подобных монстров в Африке.
Тайна в его глазах, реж. Хуан Хосе Кампанелья, Аргентина, 2009
Формально - запутанный детектив о расследовании давно случившегося и оставшегося безнаказанным убийства, картина Кампанельи (обладатель прошлогоднего "Оскара" за лучший иностранный фильм) - мрачное и убедительное (именно потому, что избегает шокирующих кадров) изображение свинцового времени аргентинской военной диктатуры 1976-83, одной из самых омерзительных и садистских в истории щедрого на диктатуры XX столетия.
Комментарии