Австралийская психоаналитическая драма про бесчувственную красотку - режиссерский дебют известной писательницы, участник каннского конкурса
Дебютный фильм 40-летней австралийской писательницы Джулии Ли (автора, в частности, несколько раз премированного романа "Охотник") впервые был показан в основном конкурсе последнего Каннского фестиваля: критики высказывали полярные мнения, от "главного недоразумения смотра" до "по-кубриковски завораживающего исследования современной сексуальности". Продюсер "Спящей красавицы" - постановщица оскаро- и пальмоносного "Пианино"Джейн Кэмпион, а главную роль исполнила удивительная девица Эмили Браунинг (до того блиставшая в "Запрещенном приеме" Зака Снайдера), тоже у одних вызывающая сугубо положительные чувства, а других необъяснимо раздражающая. Лента Ли, с ее намеренно фальшивым антуражем эротической драмы, конечно же, главным образом озадачивает, вызывая желание как-то истолковать увиденное.
Молчаливая студентка Люси сильно нуждается в деньгах и готова работать где возьмут: протирать столы в забегаловке, копировать какие-то бессмысленные конторские бумаги, подвергаться несложным научно-медицинским опытам. Такая же индиффирентная и безотказная она и в часы досуга. Судьба закономерно сводит ее с интеллигентной бандершей специального борделя. Недолго в голом виде поразносив алкоголь, Люси занимает выгодную вакансию "спящей красавицы": клиентов, грустных пожилых извращенцев, имеющих право на все, кроме пенетрации, она будет обслуживать не приходя в сознание, под дозой снотворного.
В какой-то момент в фильме начинают немного происходить интересные события, но понятно, что безумно динамичного сюжета ждать тут не следует. Ли снимает в намеренно холодной, отстраненной манере - программное равнодушие режиссера (которое можно считать и критической дистанцией) конгениально почти клиническому безразличию к себе, которое проявляет героиня. Напрашивающаяся феминистская трактовка тоже вряд ли работает в полную силу: тут речь не только и не столько о "мужских шовинистических свиньях" и метафоре "живого трупа" как истинного объекта мужского желания. Это скорее постфеминистский взгляд на бесчувственность и секс как безопасную и пресную гигиеническую процедуру. Сила и сарказм дебютантки Джулии Ли в том, скажем, что фильм про бордель, перверсии и красоток выглядит издевательски несексуальным - это нарочитое целомудрие окутывает стерильным мороком и прекрасных девушек, и старых пресыщенных богатеев. Можно тут жонглировать сложными теориями замороченных французов, а можно и просто вспомнить фразу из пелевинского "Чапаева и Пустоты": "Сила ночи, сила дня – одинакова х*йня".
Фильм "Спящая красавица" в прокате - с 25 августа 2011 года.
Еще три фильма о женских фрустрациях:
Романс, реж. Катрин Брейя, 1999, Франция
Молодая учительница, страдающая от сексуального невнимания бойфренда - фригидной модели, ищет приключений (одним из них оказывается Рокко-Жеребец-Сиффреди) и задается вопросом, почему к женщине с разнообразной личной жизнью относятся как к шлюхе, а мужикам все можно. Манифест неистовой порно-реалистки Катрин Брейя и теперь поражает сочетанием известного галльского пафоса с предельно откровенным кинематографическим "мясом".
Пианистка, реж. Михаэль Ханеке, 2001, Австрия-Франция
Профессор венской консерватории Эрика Корбут живет с матерью, практически не улыбается, подсматривает за трахающимися парочками, наносит себе мазохистские травмы, а встретив трепетного юношу, начинает мучить его, себя и кое-кого еще. Экранизированный мизантропом-леваком Ханеке роман нобелевского лауреата Эльфриды Елинек. Великий шедевр, который причиняет очень некомфортное ощущение.
Глюки, реж. Уильям Фридкин, 2006, США
Параноидальный триллер многогранного режиссера-семидесятника Фридкина ("Французский связной", "Экзорцист") про то, как одинокая баба (Эшли Джадд) случайно встретила свихнувшегося на войне социопата (Майкл Шэннон) оборачивается душераздирающей драмой о женском одиночестве, которое не только граничит с безумием, но и находит в нем спасение.
Комментарии