Обаятельная комедийная драма про нелепую жизнь эталонного "умного подростка"
Пожалуй, ни один режиссерский дебют в этом году не был всеми принят так блакосклонно, как первый фильм популярного британского комика, знакомого любителям умных сериалов по маленькой роли шамана в абсурдистском "Майти Буш" и в качестве Мориса Мосса в IT-Crowd, 34-летнего лондонца норвежско-нигерийского происхождения Ричарда Эйоэйда. Легкой, при своей некоторой претенциозности, инди-драме про взросление валлийского подростка горячо аплодировали на последнем фестивале "Сандэнс", критики через одного объявили "Субмарину" наиболее сэлинджеровским кинопроизведением современности.
Пятнадцатилетний Оливер Тейт живет в живописном Уэльсе, в школе пребывает в зыбком социальном пространстве между альфа-самцами и париями, носит не снимая дафлкот из Topshop, а в духовном отношении он архетипический образец умненького тинейджера: записывает мысли и сны в дневник, слушает декадентских французов на пластинках, читает (или, скорее, делает вид, что читает) философа Ницше, старается быть саркастичным, усиленно рефлексирует о необходимости потери девственности. Последнее становится возможным, когда на Оливера обращает внимание (изначально с издевательскими целями) одноклассница Джордана, тоже типичная "странная дикая девчонка". Тем временем вялотекущий брак родителей Тейта грозит окончательно рухнуть: матери надоело депрессивное безразличие отца, почти аутичного ихтиолога, к тому же она снова встречает первую любовь - самоуверенного хлыща в кожаном пиджаке, читающего прибыльные лекции о какой-то эзотерической хрени.
Конечно, сравнение с романом "Над пропастью во ржи" - по большей части ритуальная глупость, Оливер Тейт очень мало похож на Холдена Колфилда. Во-первых, для этого он слишком милашка - двигается с очаровательной неуклюжестью, в порядке романтического жеста ведет девушку на дрейеровские "Страсти Жанны Д'Арк", слишком привязан к маме и папе, и т.д. Но главное, в нем, как и во всей этой картине - нарядной, отчаянно желающей обаять, снятой со всеми положенными красивостями (съемки на 8 мм, как бы экзистенциальный закадровый комментарий, очень смешной кусок о популярности после воображаемой смерти, грустный морской берег, прочее) - нет звонкого отчаяния сэлинджеровского персонажа, его действительно экзистенциального зависания между яростью и нежностью, иллюзорным миром отрочества и дурным миром взрослых. Герой "Субмарины" трогателен и душевно здоров, он, разумеется, хипстер (это слово, после нескольких лет насаждения хипстерства и борьбы с ним, опять можно произносить, настолько оно правильно выцвело), банальный забавный умник, в такого обязательно будут влюбляться девочки. Ну а кто имеет право требовать от человека пятнадцати лет быть каким-то другим?
Еще три фильма о муках взросления:
Джуно, реж. Джейсон Райтман, 2007, США-Канада
Триумфальное пришествие в независимый кинематограф даровитой сценаристки, экс-стриптизерши Дьябло Коуди (впоследствии она напишет сериал "Соединенные штаты Тары" про тетку с множественным расстройством личности). Именно из-за придуманных ею убийственно смешных и точных диалогов фильм о шестнадцатилетней беременной Джуно настолько крутой. "Оскар"-2008 за лучший оригинальный сценарий.
Академия Рашмор, реж.Уэс Андерсон, 1998, США
Второй фильм певца прекрасного инфантилизма Уэса Андерсона. 16-летний гений-неудачник Макс занимается миллионом хобби, конфликтует с начальством элитного учебного заведения, дружит с чокнутым миллионером (Билл Мюррей), влюбляется в учительницу младших классов и пытается понять, как жить в этом идиотском мире.
Я убил свою маму, реж, Ксавье Долан, 2009, Канада
Дебют 19-летнего квебекца Ксавье Долана с ним же в главной роли, завоеваший главный приз каннского "Двухнедельника режиссеров". Сентиментальная и на удивление непошлая история монреальского юного гея, который отчаянно хипстерствует и испытывает любовь/ненависть к матери. Впечталяюще поданы моменты камин-аута и первого употребления экстази.
Комментарии