Во второй половине сентября начинается 4 Московская биеннале современного искусства. Be-in выбрал самое интересное из основной программы и специальных проектов
Московская биеннале на этот раз составлена из настоящей лавины выставок, спецпроектов, воркшопов и прочих мероприятий; все это будет происходить в течение осени на всевозможных выставочных площадках столицы (в этом году под эгидой биеннале состоятся выставки также в Киеве и Нижнем Новгороде). Все посмотреть практически невозможно: как минимум половину посмотреть хочется. Мы выбрали семь событий в рамках марафона современного искусства, которые заслуживают внимания в первую очередь.
Ай Вэйвэй. "Пекин: Второе кольцо". Видео
Основной проект. "Переписывая миры"
Главная групповая выставка 4-й биеннале состоит из произведений 64 художников и 16 арт-групп из тридцати с лишним стран. Сказать что-либо четкое об общей концепции до момента открытия невозможно: название - "Переписывая миры" - сколь выразительное, столь и предельно зыбкое; кураторский замысел может оказаться каким угодно, особенно если сравнить с прошлой выставкой под кураторством Жан-Юбера Мартена, чье заглавие - "Против исключения" - еще на стадии пресс-релиза обозначило понятное, хоть и многим показавшееся сомнительным, либерально-политкорректное послание. Куратор грядущего основного проекта - Петер Вайбель, знаменитый немецкий художник и теоретик, директор Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ. Несмотря на приверженность Вайбеля к технологическому искусству и "новым медиа", "переписывать миры" будет и живопись, и скульптура, и вообще все на свете.
Кристоф Шлингензиф. "Аниматограф"
Список привлеченных художников, как бы то ни было, воодушевляет. Вот лишь некоторые из них: великий минималист Герхард Рихтер; настолько же выдающийся немецкий художник, год назад умерший Кристоф Шлингензиф, делавший анархистские тотальные инсталляции, безумные и вместе с тем остро критические театральные постановки и фильмы (немецкий павильон, ставший на этапе подготовки фактически мемориальной ретроспективой Шлингензифа, получил в этом году главный приз Венецианской биеннале); еще одна арт-звезда из Германии Ребекка Хорн, чью дерзкую инсталляцию из винтовок, стреляющих искусственной кровью, наверняка запомнили те, кто видел выставку "Москва-Берлин" семь лет назад (для нынешнего проекта Вайбеля она, в числе немногих, сделала специальную работу, видео "Лунное зеркальное путешествие"); китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй, чей арест и последующее освобождение властями Пекина под давлением мировой общественности обсуждали минувшей весной далеко не только причастные к художественному миру; датско-норвежский иронический поп-арт-дуэт Элмгрин и Драгсет, политизированный видеохудожник и фотограф ливанского происхождения Валид Раад, прославившийся созданием фальшивой The Atlas Group, от чьего имени публиковались инсценированные фото наряду с подлинными документами о гражданской войне в Ливане; автор красочной мрачной живописи Нео Раух (на биеннале, тем не менее, будет его скульптура "Арьергард"); эко-техно-художник, делающий "органические инсталляции" из природных материалов и стихий, исландец Олафур Элиассон; парижское "антикапиталистическое" объединение Claire Fontaine с красноречивой работой в виде карты из горелых спичек, обозначающих страны-должники (Грецию, Португалию, Ирландию) нынешнего трещащего по швам Евросоюза; и многие другие.
Валид Раад. "Заложник: записи Бачара". Видео
Российское современное искусство представлено чертовой дюжиной произведений: среди их авторов, непример, - лихо работающая с подростковыми субкультурами Алина Гуткина; Таус Махачева, сделавшая недавно "этнографический" проект-перформанс в ключе не слишком распространных в России пост-колониальных исследований; апологеты "прикольного" мелкобуржуазного аттракциона Electroboutique; леворадикальные исследователи "Группа Учебного Фильма", сконцентрированные на активистском кино, и т.д.
Элмгрин и Драгсет. "Ликующий купидон"
23 сентября - 30 октября, Центр дизайна Artplay, ЦУМ Art Foundation
Dada Moscow
Групповая выставка по инициативе реанимированного цюрихского "Кабаре Вольтер", резиденты которого на довольно смутных основаниях объявили себя идейными наследниками героического движения Dada, действовавшего во главе с Тристаном Тцара в период первой мировой войны и пару лет после нее. Выставка повторяет идею и дополняет знаменитыми именами "ДаДа Фестиваль", проходивший весной в "Гараже" по случаю 95-летия пришествия в Россию самого радикального и ниспровергательского из течений художественного авангарда столетней давности. В числе участников - британские мастера постмодернистского порно-хоррор-гиньоля Джейк и Динос Чепмэны; довольно, напротив, серьезная румынская художница Лия Пержовски; творящий во всевозможных медиа мексиканский сюрреалист Карлос Аморалес и другие. Произведения наших современников будут в экспозиции как-то взаимодействовать с искусством титанов авангарда: Тцара, Малевича, Татлина и даже Маяковского.
Джейк и Динос Чепмэны. "Ад"
14 сентября - 27 сентября, Центр дизайна Artplay
Медиаудар. Фестиваль активистского искусства
Международный фестиваль с впечатляющий программой, посвященный арт-активизму - мощному и скандальному явлению, открытому в бурных 60-х ситуационистами и искусством "прямого действия", а сегодня вновь ставшему востребованным в раздираемом противоречиями глобальном мире. То, что объединяет десятки художников со всего света, как прославленных, так и малоизвестных - это "искусство, выходящее на улицы с призывами социальных изменений, которое у нас в стране как явление сформировалось недавно", по словам организаторов проекта (его куратор - Татьяна Волкова). Художественный активизм ими же определяется так: "Художники образуют новые формы коллективного существования, объединяются с субкультурами и общественными движениями, объявляют себя активистами". В течение двух недель на фестивале, придуманном при участии галереи протестного искусства "ЖИР", будут перформансы, демонстрация документаций и фильмов, лекции, дискуссии, мастер-классы. Участвуют в числе многих прочих - герои политических провокаций The Yes Men; американская радикальная группа Gran Fury, с конца 80-х протестующая против дискриминации ВИЧ-инфицированных; интернациональная группировка, базирующаяся в Берлине, Organ Kritischer Kunst, атакующая художественно-политически "расизм, милитаризм, сексизм и фашизм", и другие. Великое множество российских и украинских активистов: Александр Володарский, "московская фракция группы Война", "Бомбилы", ФНО, Денис Мустафин, Денис Солопов, "Бабушка после похорон", и многие другие.
The Yes Men . "Золотой парашют". Фрагмент статьи о перформансе в газете Aamulehti
25 сентября - 10 октября, Центр дизайна Artplay
Некрореализм в ММСИ
Первая практически полная ретроспектива уникального контркультурного течения, возникшего на рубеже в 1970-80-х в мрачном Ленинграде, под водительством режиссера и художника Евгения Юфита. На протяжении последнего советского десятилетия, сосредоточась на эстетике смерти, членовредительства и телесного распада, черном юморе, зомбаках и учебниках по судебной медицине, некрореалисты остроумнее и глубже многих прочих реагировали на агонию советской дисциплинарной системы. Большая выставка включает в себя фото, видео, фильмы юфитовской подпольной студии «Мжалалафильм», живопись, "иконографию" движения. Как пообещала в интервью журналу "Афиша" куратор ретроспективы, искусствовед Олеся Туркина, "на выставке вы пройдете через коридор умирания и испытаете аристотелевский катарсис".
Евгений Юфит. "Прозрачная роща". Фотосерия
13 сентября - 30 октября, Московский музей современного искусства
Итальянское искусство середины XX в.
Сугубо просветительская выставка в рамках Года России-Италии, собравшая произведения наиболее значимых фигур аппенинского позднего модернизма 60-х годов прошлого века - Лучо Фонтаны, Агостино Боналуми, Энрико Кастеллани, Габриеле де Векки, Пьеро Мандзони, Манфредо Массирони, Бруно Мунари, Паоло Шегги и других. Для наглядного просвещения будет много архивных документов - фотографий, манифестов и т.д. - проливающих свет на внутренние и международные связи итальянских авангардистов, историю возникновения различных течений и объединений - от кинетистов до участников "рабочих групп".
Лучо Фонтана. "Пространственное представление (Белое)"
14 сентября - 30 октября, Мультимедиа Арт Музей
"Аудитория Москва. Эскиз публичного пространства"
Серьезный и сложно устроенный междисциплинарный проект, организованным варшавским Музеем современного искусства; кураторы - Екатерина Деготь, Давид Рифф и Иоанна Мытковска. Москва, безумный, развивающийся и проблемный мегаполис, "с ее 14 миллионами жителей и 101 миллиардером", станет предметом критического исследования авторов и участников проекта. Главные вопросы, которые будут, очевидно, обсуждаться, - отсутствие в столице "публичности" (вседствие неолиберальных преобразований и ухода горожан в "частные практики", оборачивающиеся разобщенностью и провинциальностью), политический активизм и его границы, пути урбанистического развития, вопросы протеста, ксенофобии, социального расслоения, критические и практические возможности искусства. "Аудитория Москва" будет действовать одновременно как школа, как пространство для публичных дискуссий и лекций, и как собственно выставка работ близких по духу художников, среди которых: куратор намеченной на начало 2012 Берлинской биеннале, арт-директор польского журнала "Политическая критика" Артур Жмиевски, израильская художница, автор потрясающих фильмов-исследований (в т.ч. и затрагивающих "больную" палестинскую тему) Яэль Бартана, радикальная кубинская перформансистка Таня Бругера, а также Кристиан фон Боррис, Сергей Братков, Деймантас Наркявичюс, Дмитрий Гутов, Яков Каждан, группа "Что делать?" и другие. Нужно сказать, что экспозиция и план дискуссий на протяжении месяца будут постоянно меняться, каждый вечер намечается что-то специальное.
Артур Жмиевски. "Демократии". Видео
16 сентября - 16 октября, Белые палаты на Пречистенке
Группа AES+F. Allegoria Sacra
Роскошная многоканальная видеоинсталляция, замыкающая, после "Последнего восстания" и "Пиров Трималхиона", трилогию "Ад-Рай-Чистилище", развернутую в контексте актуальных реалий. Картина Джованни Беллини «Священная аллегория» стала источником по обыковению холодных и эффектных игр звезд российского коммерческого постмодернизма - Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса. Образы поп-культуры и изменившаяся, запутанная реальность западной цивилизации в трактовке AES+F - и есть чистилище сегодня. Выставка обязательна для посещения, как бы все это ни было неприятно - "аесы" квалифицированнее многих прочих отечественных художников озвучивают идеологию неолиберальной власти.
AES+F. Allegoria Sacra. Видеоинсталляция
16 сентября—6 ноября, Мультимедиа Арт Музей
Комментарии