Лирическая комедия о ностальгии и прекрасных иллюзиях, очередная доза чистого счастья, и ещё три фильма об американцах в Европе
Европейское турне любимого режиссера продолжается: после Лондона (в "Матч-пойте", "Сенсации" и "Высоком брюнете") и Барселоны (в снятой по заказу местного культурного департамента "Вики, Кристине, Барселоне") великого нью-йоркского невротика наконец принесло в Париж, мекку досужих туристов. Следующим пунктом станет Рим, где только что закончились съемки "Декамерона в стиле боп" с Эллен Пейдж, Джесси Айзенбергом и Пенелопой Крус, а потом Вуди Аллен покажет нам свой Мюнхен.
В сюжете, интонации и диалогах "Полночи в Париже" - неотразимая мешанина узнаваемых алленовских черт. Трепетный голливудский сценарист Гил (Оуэн Уилсон), тяжело сочиняющий "интеллектуальный" роман, приезжает в боготворимый им город с невестой (Рейчел Макадамс), решительной мещанкой, и ее родителями, типичными тупыми американскими богачами. Пока будущая жена предается неистовому шопингу, Гил, заблудившись в ночном переулке, простым чудесным способом оказывается в Париже 20-х, где знакомится со своими кумирами Хэмингуэем и Фицджеральдом, дает прочесть Гертруде Стайн свою рукопись, посещает нарядные вечеринки сюрреалистов и влюбляется в богемную тусовщицу (Марион Котийар), которая была подругой Модильяни, Брака и Пикассо, а на самом деле недовольна своими бессмысленными 20-ми и хочет жить в 1890-е, в начале Belle Époque.
Главный герой фильма, собственно город Париж, нарочно подан Вуди Алленом как вереница всем известных видов, собрание открыточных клише: Эйфелева башня, Сен-Жермен-де-Пре, Пляс-Пигаль, фонари, барахолки, дождь, кабаки, багеты, "Мулен Руж", водевильное противопоставление основательной американской безмозглости европейскому творческому шарму и так далее. Некоторые эпизодические выходы вызывают почти экстаз - особенно Эдриана Броуди в роли Сальвадора Дали, несущего бред о носорогах. 75-летний Аллен, резво аранжируя разные банальности вроде спасительной силы иллюзий, обаянии мужской робости или мысли о том, что "хорошо там, где нас нет" - просто выдал очередной выпуск своего бубнящего одно и то же, насмешливо доброго, чудесного кино, то есть подарил еще полтора часа безусловного счастья.
Ещё три фильма об американцах в Европе:
Американец в Париже, реж. Винсенте Минелли, США, 1951
Классический сентиментальный мюзикл с музыкой Джорджа Гершвина и с Джином Келли и Лесли Кэрон в главных ролях, про демобилизованного солдата, собирающегося стать художником и влюбляющегося в прекрасную парижанку.
Перед рассветом, реж. Ричард Линклейтер, США, 1994
Разговорная мелодрама: Этан Хоук и Жюли Дельпи, являясь типичными молодыми интеллигентами своего поколения, знакомятся в поезде, а потом проводят вместе сутки в Вене. Культовая в 90-е картина Линклейтера (автора выдающегося фильма "Dazed and confused"). Сегодня, по прошествии лет, просто хороший грустный фильм.
Хостел, реж. Эли Рот, США, 2005
Два бодрых американских студента и прибившийся к ним исландец в поисках недорогих проституток добираются аж до Словакии, где им показывают, почем фунт лиха в базарный день. Мясницкий хоррор одиозного актера и постановщика Рота работает и как высказывание о конфликте культур в рамках садистского дискурса.
Комментарии