Жестокая драма Ангелины Никоновой об унизительной любви, также очередной меткий диагноз сегодняшней России, и ещё три новых отечественных фильма в ноябрьском прокате
Красивая интеллигентная Марина (Ольга Дыховичная, также автор сценария и сопродюсер фильма) живет в центре Ростова-на-Дону, состоит в браке с нелюбимым, но положительным бизнесменом, из гуманитарных соображений работает в социальной службе - в общем, является представительницей малочисленного российского "среднего класса". Однажды после свидания с любовником (к которому тоже, впрочем, равнодушна) она оказывается в нищем микрорайоне, где сначала у нее крадут сумку с деньгами, кредитными картами и телефоном, а затем насилует патрульный милиционер (Сергей Борисов). Героиня, вернувшись после всего в привычный мир, начинает испытывать острое влечение к насильнику, разыскивает его, и чернушная криминальная история превращается в безжалостную драму о мазохистской любви на фоне всеобщего социального распада.
Фильм Никоновой и Дыховичной, премьера которого состоялась в июне на сочинском "Кинотавре" (приз за лучшую операторскую работу) хорошо приняли на европейских фестивалях: "Портрет в сумерках" представлял Россию в параллельной программе Giornate degli Autori Венецианского фестиваля и получил гран-при в Рейкьявике. На родине этот поразительно нефальшивый, жесткий и своевременный фильм покажут в 40 кинотеатрах исключительно благодаря усилиям самих авторов, вынужденных заняться организацией проката.
Название картины имеет в виду популярный режим фотосъемки. Но метафорический смысл словосочетания «портрет в сумерках» тоже понятен. Тема патологической любви-унижения (неизбежно заставляющая припомнить ряд классических лент во главе с бунюэлевской «Дневной красавицей») в «Портрете» дана в четко схваченных современных обстоятельствах.
Тут и важнейшая для молодого русского кино фигура чудовищного мента (подобный персонаж присутствует в таких фильмах последних нескольких лет, как "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Кремень" Алексея Мизгирева, "Счастье мое" Сергея Лозницы), и фиксация окончательного распада "горизонтальных" социальных связей и образования зияющих культурных и коммуникативных провалов не только между богатыми и бедными (как в звягинцевской "Елене"), но практически между всеми группами населения, почти в режиме "войны всех против всех"; и ощущение тотального одиночества, и потерянность западнического интеллигента среди деморализованной, озлобленной народной массы. Но фильм Никоновой и Дыховичной по интонации сильно отличается от того же "Счастья" Лозницы с его вязким кошмарным мороком, основное свойство которого - вечность и неизменность. Парадоксальным образом в "Портрете в сумерках" можно увидеть момент утопической надежды - хотя бы в "открытом" финале.
В прокате с 10 ноября
Ещё три новых отечественных фильма в ноябрьском прокате:
"Жила-была одна баба", режиссер Андрей Смирнов
Эпическое полотно 30 с лишним лет не снимавшего режиссера. В центре повествования - тамбовская крестьянка Варвара (Дарья Екамасова), переживающая все этапы женской доли и, вместе с остальной страной, империалистическую войну, революцию, антоновское восстание и так далее.
"Бой с тенью-3", режиссер Алексей Сидоров
Третья часть адреналиновой серии приключений боксера Артема Колчина. На этот раз основное действие происходит в Гонконге, куда удалился его демонический экс-тренер Вагит Валиев (Андрей Панин). Снял фильм снова Алексей Сидоров (режиссер первого "Боя с тенью", а также народного сериала "Бригада"). Те, кто уже видел, в один голос говорят, что это тупо, бодро и увлекательно.
"Суходол", режиссер Александра Стреляная
Еще одно обращение к крестьянской России "до исторического материализма", нарядная и с хорошими артистами экранизация рассказа Ивана Бунина о судьбе владельцев барской усадьбы и их дворни. Спродюсированный Алексеем Учителем полнометражный дебют петербургского режиссера Александры Стреляной.
Комментарии