Безумный блокбастер по мотивам драматического эпизода биографии Владимира Высоцкого и ещё три байопика про великих наркоманов
Июль 1979 года. Всесоюзно обожаемый певец и актер Владимир Семенович Высоцкий, находящийся на грани инфаркта, собирается на "левые" гастроли в Узбекистан, пренебрегая настойчивым дружным советом докторов и кураторов из КГБ отправляться в Париж, где его ждет Марина Влади с бригадой наркологов. Рядом с героем постоянно находятся алчный директор (музыкант Максим Леонидов), коллега-артист (Иван Ургант с усами и кудрями) и припадочный личный врач (Андрей Панин). В Бухаре расставлена хитроумная ловушка, приготовленная местной госбезопасностью, шантажом завербовавшей в стукачи филармонического импрессарио (трэш-режиссер Дмитрий Астрахан в неожиданной ипостаси комика). К тому же у Высоцкого начинается опиатная ломка, и его московская девушка (привычно прекрасная Оксана Акиньшина) везет через всю страну, с опасными приключениями, коробку с ампулами морфина. Тем временем руководитель спецоперации, полковиник гэбни с грустными глазами (Андрей Смоляков), круглосуточно прослушивая гостиничный номер, потихоньку переходит на светлую сторону силы.
В пересказе это уже изрядно отдает безумием. Петр Буслов (автор "Бумера" и "Бумера-2"), под руководством Константина Эрнста снявший этот немыслимый фильм по сценарию сына Высоцкого, рецензентов не подводит. Эпизод биографии, по свидетельствам очевидцев реально случившийся за год до смерти артиста, превращен тут в галлюцинозный ритуал ностальгии по Высоцкому в частности и советским поздним 70-м вообще, в дикий спиритический сеанс длительностью два с лишним часа. И чего греха таить - наблюдать за этим, в сущности, безобразием, большую часть времени очень интересно.
Нешуточная рекламная кампания фильма построена на тайне, окружающей личность сыгравшего главную роль актера. Основная догадка в зрительской голове мелькнет непременно, но дело далеко не в этом. "Сложный грим", о котором только и было слышно пару месяцев до премьеры, оказался действительно сложным: благодаря ему "Высоцкий" походит на сумасшедшего кадавра с практически купированной мимикой. Поступки же и речи экранного "двойника" кумира миллионов выдают в нем, очевидно вопреки воле создателей картины, мелочного и неприятного наркота - за исключением тех моментов, когда он на "приходе". Удивительная вещь: придуманный в качестве искреннего посвящения грандиозному человеку, значимой фигуре для авторов (а для сценариста - попросту родной), фильм получился скорее деконструкцией важнейшего мифа позднесоветской интеллигенции. Зрелищем, повторюсь, страшно любопытным, но и вызывающим определенную грусть - только совсем не ту, которую рассчитывала вызвать "Дирекция кино" Первого канала.
Фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" в прокате с 1 декабря.
Еще три байопика про великих наркоманов:
"Дорз", режиссер Оливер Стуон, США, 1991
Красочное житие Джима Мориссона от манипулятора-правдоруба. Тема веществ дана подробно. Популярна байка о том, как по окончании съемок Стоун, которого страшно достал знаменитый отвратительным характером Вэл Килмер (взятый на роль прежде всего по причине феноменального внешнего сходства с Мориссоном), произнес следующее: "Снято! А теперь вышвырните этого дегенерата с площадки!"
"Последние дни", режиссер Гас Ван Сэнт, США, 2005
Строго говоря, никакой не байопик. Великий метафизический фильм великого Ван Сэнта о финальных земных часах человека, похожего на Курта Кобейна.
"Жизнь в розовом цвете", режиссер Оливье Даан, Франция-Великобритания, 2007
Эталонная экранная биография "парижского воробушка" (в оригинале фильм так и называется - "Воробушек"), трагической дивы Эдит Пиаф, отлично сыгранной Марион Котийар. Зависимость Пиаф от опиатов и алкоголя изображена здесь предельно деликатно.
Комментарии