Советская богема на фото Сергея Борисова и "Амбивалентность" Хаима Сокола; фильм Спилберга про чудесную лошадь, "Потомки" Александра Пейна; концерт изысканной эстонки Марии Минервы; ночь русской электроники в "16 тоннах"
Выставки
В галерее актуального искусства RuArts в 1-ом Зачатьевском переулке, с 26 января выставка "Голая богема" важного отечественного фотографа 80-90-х Сергея Борисова, чьи снимки обнаженных представителей последнего поколения советского андеграунда, опубликованные в 89-м во французском журнале Photo, стали событием, в культурном смысле вполне встающим в ряд с разрушением Берлинской стены. Борисов, этакий перестроечный Билли Нейм при гипотетическом аналоге уорхоловской Фабрики, снимал обаятельный самопально-глянцевый кич, портреты богемных знаменитостей: Жанны Агузаровой, Владислава Монро, Эдуарда Лимонова, Оксаны Фандеры, Лизы Березовской и других. Вслед за выставкой в RuArts, к слову, в начале февраля в петербургском лофте "Этажи" вновь покажут "Альтернативную моду до прихода глянца", выставку о субкультурной и авангардной моде эпохи заката советской империи.
Жанна Агузарова с юношей. 1987 год
Хаим Сокол, российский художник с израильским паспортом, с 28 января представляет в петербургской галерее Anna Nova новый проект с неслучайным названием "Амбивалентность": несколько коротких фильмов, снятых в сотрудничестве с рабочими-мигрантами из Киргизии. Это проект о людях, которые составляют значительную часть российского рабочего класса и при этом исключены современной рыночной логикой из "легального" социального и культурного поля, практически "невидимы". Присутствие этого проекта в стенах коммерческой художественной галереи может показаться двусмысленным и даже спекулятивным, но для октрытия и осознания этой исключенной субъектности такая позиция, возможно, может оказаться действенной. О стратегии Сокола и его соавторов в сопроводительном тексте выставки пишет искусствовед Александр Евангели: "Во всех представленных на выставке видео моделируется несколько сюрреалистическая ситуация, в которой художник и рабочие-мигранты играют самих себя. В качестве актеров самих себя они обнажают собственную жизненную ситуацию естественнее и точнее, чем в документальном кино. В результате этого эксперимента даже у равнодушного зрителя рождаются болезненно острые вопросы к художнику и к искусству, и художник не боится их услышать".
Кино
Среди премьер проката (помимо очевидных и обязательных "Опасного метода" Кроненберга и "Шапито-шоу" Лобана и Потаповой) стоит выделить "Боевого коня" Стивена Спилберга, эпическую историю о приключениях девонширского жеребца по кличке Джоуи на полях первой мировой. Людей здесь играют привычно блистательные английские артисты Дэвид Тьюлис, Эмили Уотсон, Питер Муллан и Бенедикт Камбербатч, а гуманистический смысл новой картины голливудского небожителя еще ждет ехидного анализа Славоя Жижека.
Также на экранах начиная с пятницы - "Потомки" замечательного ироничного режиссера Александра Пейна ("О Шмидте", "На обочине"), трагикомедия с Джорджем Клуни, который играет человека, гоняющегося за любовником своей впавшей в кому жены. Фильм, наряду с "Артистом" Хазанавичюса и "Хранителем времени" Скорсезе, считается одним из фаворитов предстоящего "Оскара".
Вечеринки
В солидном питерском техно-клубе "Эфир" в ночь с пятницы на субботу гастроль популярного британского музыканта и диджея Саймона Бейкера; в столичном клубе "Шестнадцать тонн" той же ночью - марафон новой русской электроники. Список участников здесь. Среди них, например, DZA - в миру Александр Холенко, московский музыкант, диджей и продюсер, основатель группировки how2make, популяризатор стиля "вонки".
Концерт
В России выступит (27 января - в петербургской "Тайге", 29 - в "16 тоннах") Мария Минерва, 23-летняя эстонка, перебравшаяся в Лондон и сочиняющая тягучие девичьи электроннные баллады с большим количеством семплов. Интервью с Марией можно прочесть на сайте журнала "Афиша".
Комментарии