"Благоволительницы" Джонатана Литтелла; "правая" антиутопия автора "Террора"; искусство глазами собак; всеобщая история меланхолии; еще один отличный мрачный детектив норвежца Ю Несбё
Джонатан Литтелл. "Благоволительницы" [Издательство Ad Marginem]
Вторая мировая война и Холокост устами палача; один из лучших переводных романов 2011 года
Автор: Образцовый космополит, 44-летний писатель с американским паспортом и бэкграундом и русско-еврейскими корнями; живет в Барселоне, пишет по-французски. В 90-е годы был сотрудником международной гуманитарной организации Action Against Hunger, в связи с чем побывал в "горячих точках", от Боснии и Чечни до Сьерра-Леоне, то есть немало "путешествовал на край ночи". Ставший скандальной сенсацией 800-страничный роман Литтелла о второй мировой войне получил в 2006 году Гонкуровскую премию и литературный гран-при Французской академии.
О чем: Рассказчик – эсэсовец-интеллектуал Максимилиан Ауэ, который служит на восточных территориях рейха, осуществляя в том числе "окончательное решение еврейского вопроса". Действие разворачивается в бесконечных кругах ада: Украина, Польша, кошмар Бабьего Яра, сталинградское месиво, Берлин, Франция. Протагонист, подробно фиксируя обыденную бухгалтерскую жестокость нацистов, впадает в горячечную путаницу и даже галлюцинирует, когда говорит о себе; в загашнике Максимилиана имеются сокровенное увлечение русской литературой, гомосексуальность, извращенное влечение к сестре, проблемы с пищеварением, типично немецкая одержимость метафизикой.
Для чего: "Благоволительниц", показывающих катастрофу второй мировой с точки зрения не жертвы, а палача, некоторые недалекие критики поспешили обвинить в "эстетизации нацизма", что, конечно же, абсолютный бред. Прошитый множеством литературных аллюзий (на массу всего: от Толстого до нигилиста Селина и злосчастного Хайдеггера периода 30-х) роман Литтелла рассказывает жуткую, но тривиальную правду: немыслимые мерзости и расчеловечивание – дело рук не каких-то "юберменшей", бросающих вызов морали, а обыкновенных пошлых бюргеров, пусть даже некоторые из них и отличаются интересными перверсиями. По сути, герой этого захватывающего и местами тошнотворного произведения – убедительная иллюстрация известных мыслей философа Ханны Арендт, которая свою книгу об архитекторе Холокоста Эйхмане недвусмысленно озаглавила "Банальность зла".
Джонатан Литтелл. "Благоволительницы" на Ozon.ru
Карин Юханнисон. "История меланхолии" [Издательство "Новое Литературное Обозрение"]
Снабженное подробной исторической фактурой эссе о "страхе, скуке и печали в прежние времена и теперь"
Автор: Шведский антрополог, историк медицины, исследовательница культуры повседневности, профессор университета Уппсалы. Темы предыдущих научно-популярных книг Юханнисон – ностальгия, реклама, культурные аспекты взаимоотношений пациента и врача.
О чем: Подробный экскурс в историю того трудноопределимого состояния меланхолии, разлада с миром и с собой, болезненного дискомфорта, которое в разные эпохи и в зависимости от обстоятельств места (у Юханнисон, правда, речь идет почти исключительно о Западной Европе) принимало всевозможные обличья, выражалось в непохожих друг на друга симптомах и носило различные имена: "черная желчь" барокко, нервная истощенность "галантного века", тоска романтизма, неврозы и навязчивые состояния периода начала психоанализа, депрессия и опустошенность наших дней; британский сплин, французский ennui ("скука"), немецкий Weltschmerz ("вселенская скорбь"), скандинавская хандра. Книга переполнена культурологическими деталями, цитатами из медицинской литературы, периодики и частной переписки, а также красноречивыми примерами из жизни великих людей – Байрона, Ницше, Кафки, Пруста, Вирджинии Вульф и многих других.
Для чего: Сегодня, когда поход к психотерапевту и регулирование душевного состояния с помощью препаратов стали привычными практиками "нормальных" людей, а "образованный молодой горожанин" чуть ли не с детства знает, что он несчастен, полезно узнать о том, как меланхолия разворачивала свои черные крылья в новой европейской истории, а также о зависимости депрессивных проявлений от текущей моды (в этом отношении замечателен фрагмент книги об эволюции мужских слез). К тому же меланхолия, по мнению Юханнисон, не только причиняет несомненные страдания, но и парадоксальным образом, при определенных условиях освобождает человека, оставляет наедине с самым важным, не дает раствориться в "культуре усталости" и механического отчуждения.
Карин Юханнисон. "История меланхолии" на Ozon.ru
Дэн Симмонс."Флэшбэк" [Издательство ЭКСМО]
Важнейший американский фантаст о неминуемой гибели Америки и надежде только на прошлое; "правый" роман, которого некоторые очень ждали
Автор: Симмонс сочинил более двадцати больших текстов, причисляемых к жанровой литературе (от фэнтези до боевиков и хорроров), но на деле слишком странных и сильных, чтобы быть просто виртуозным "бульварным чтивом". Наибольшую известность у русского читателя приобрел роман "Террор" – хроника медленной гибели в арктических льдах экспедиции 1845 года, по уровню воздействия сравнимая с мелвилловским "Моби Диком".
О чем: Америка 2032 года: единого государства фактически нет, Калифорнию захватывают мексиканцы, прочие штаты делят между собой японские суперкорпорации и всемирный исламский халифат, держится молодцом только славный Техас, цитадель и надежда рэднеков. Некогда могущественная держава почти рухнула под напором иммигрантов, криминала, политкорректности и "социалистических реформ", начатых за четверть века до того администрацией Барака Обамы. Единственной отдушиной для масс в этом безобразном мире становится наркотик "флэшбэк", позволяющий вновь и вновь возвращаться в счастливые моменты прошлого. Вокруг этогом препарата и убитого из-за него сына влиятельного японского магната и плетется детективная интрига.
Для чего: Симмонс с присущей ему основательной лихостью живописует пророческий сон правого консерватора. "Розовая" эпоха либерализма, согласно убеждению правых, может привести только к краху цивилизации и торжеству варварского права сильного: такой роман мог бы написать пресловутый немецкий политик Тило Саррацин, обладай он литературным даром. Весь сюжет с наркотиком-флэшбэком является, кроме того, идеальной метафорой "правого" культурного мышления, замешенного на ностальгии, на живучести и "природности" патриархальной иерархии и на глубоком недоверии к человеку как таковому. Несмотря на популярное мнение, что "Симмонс исписался", его очередной роман – по меньшей мере, увлекательное и поучительное произведение, порой даже вопреки идеологической воле автора.
Другие книги Дэна Симмонса на Bookmate.ru
Александр Боровский. "История искусства для собак" [Издательство "Амфора"]
Крайне обаятельный популярный гид по истории искусства, для взрослых и детей
Автор: Искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений Русского музея. Лекции и статьи Боровского отличаются характерной петербургской (само)иронией и отсутствием убийственного серьезного пафоса, принятого в критических кругах при разговоре о современном искусстве.
О чем: Краткая и выборочная история западного искусства, его стилей, направлений, практик и институций, изложенная в виде беседы благородной таксы Табакерк XXVII и беспородного дворняги по кличке Рыжий, околачивающегося возле Русского музея. "Собачьим", т.е. нормальным человеческим, языком рассказывается о разных феноменах: от шедевров живописи до смысла радикальных перформансов. Дополнительная приманка: книга оформлена рисунками изящной петербургской художницы из когорты "новых академиков" Ольги Тобрелутс.
Для чего: Очевидно, что жреческий жаргон нынешней арт-критики далеко не всегда позволяет человеку, не вовлеченному в процесс, понять современное искусство в его историческом развитии или, во всяком случае, вслух поделиться своими мыслями на этот счет. Боровский сочинил отличную просветительскую книжку для взрослых и детей, к тому же в очень обаятельной, совсем не сухо академической манере (в северной столице также используемой такими культовыми лекторами, как Белкин и Чечот).
Александр Боровский. "История искусства для собак" на Ozon.ru
Другие книги Александра Боровского там же
Ю Несбё. "Охотники за головами" [Издательство "Иностранка"]
Добротный мрачный норвежский детектив-триллер
Автор: Один из виновников "скандинавского бума" в детективном жанре. Сквозной персонаж основного цикла Несбё, состоящего из девяти романов, – асоциальный, крепко выпивающий полицейский Харри Холе, не умеющий вести себя в обществе и трогательно привязанный к сестре с синдромом Дауна. В прошлом писатель был журналистом и фронтмэном популярной в Норвегии рок-группы.
О чем: "Охотники за головами" – самостоятельный текст, не относящийся к серии о Харри Холе. Герой, Роджер Браун, тут работает специалистом по поиску кадров на должности топ-менеджеров крутых компаний, но из-за мотовства красавицы-жены вынужден красть у клиентов дорогие живописные полотна, подменяя их копиями. Однажды Роджер напарывается на, казалось бы, утраченный подлинник Рубенса, тут-то его и настигают настоящие неприятности.
Для чего: Шаблонную форму "музейного детектива" Несбё начиняет своей фирменной мрачностью и тем самым скандинавским, всегда немного безумным, своеобразием и пристальным вниманием к "социальному дну", которые и составили секрет успеха северо-европейских детективщиков, начиная с помешательства на трилогии Стига Ларссона. Литературный первоисточник будет любопытно прочесть также тем, кто посмотрел совсем недавнюю киноэкранизацию Мортена Тильдума.
Комментарии