Маленький список, навеянный забавным и поучительным происшествием в отечественном кинокритическом сообществе
Многострадальная российская культурная пресса в начала марта пережила очередной скандал, одновременно очень смешной и поучительный — срывающий, так сказать, некоторые покровы. Сразу два мастодонта отечественной кинокритики (сначала один, потом второй) сочинили остроумные разгромные рецензии на фильм "Железная леди", посмотрев пиратский перевод картины, где по умыслу неизвестных "переводчиков" (возможно, последователей пресловутого г-на Гоблина) героиня произносит нечто немыслимое. Въедливые зрители и разные блогеры возмущены тем, что уважаемые топ-критики, вместо похода на пресс-показ, просто в кинотеатр или по меньшей мере изучения фильма с оригинальной дорожкой и русскими субтитрами из торрентов, просто тыцкнули по первой попавшейся сомнительной ссылке в интернете, сидя в своих предполагаемых уютных жилищах.
Но такие претензии, если разобраться, в наш постиндустриальный век суть мелочное брюзжание. Кинокритики тоже люди и подвержены необоримым тенденциям и социальным сдвигам, к числу которых относится и многократно отмечавшаяся (а также недавно подкрепленная данными статистики) склонность наших современников все время проводить у себя дома, с компьютером-ноутбуком-айпадом, избегать невротической атмосферы города, мест скопления прочих людей и травмирующих общественных связей. Короче, не выходить на улицу, забаррикадироваться. В современной культуре фигура затворника известна в разных обличьях — от страдающего агорафобией, паническим страхом при одной мысли о том, чтобы покинуть жилище, до зародившегося в японских мегаполисах "хиккикомори", добровольного и, в общем, всем довольного радикального домоседа. Кинокритики-хикки смотрят и пересматривают фильмы о хикки и рассказывают о них читателям-хикки: что может быть гармоничнее?
"Имитатор", режиссер Джон Эмиел, 1995
Триллер Сигурни Уивер в роли гениальной криминалистки, которая больше года не выходит из дома, но вычисляет серийного убийцу, последовательно воспроизводящего почерк своих знаменитых коллег. Много интересных сцен: например, муравьи в кровати или Уивер, героически преодолевающая страх перед улицей, на которой действительно не происходит ничего хорошего.
"Влюбленный Тома", режиссер Пьер-Поль Рендерс, 2000
Пижонский бельгийский фильм про патологического затворника, который по наущению психотерапевта общается с виртуальными девушками. Радикальный с точки зрения формы (на экране все полтора часа только монитор компьютера, героя зритель не видит) фильм любопытен еще и тем, каким технически навороченным представляли недалекое будущее - то есть примерно сегодняшние дни - в 2000-м году.
"Токио!" (новелла "Сотрясающийся Токио"), режиссер Бон Чун-Хо, 2008
Заключительная часть триптиха про японскую столицу (первые две - нежная зарисовка Мишеля Гондри про девушку-стул и безумный памфлет Лео Каракса про человека-говно): юноша-хикки влюбляется в разносчицу пиццы и отправляется ее искать по безлюдному Токио, жители которого поголовно выбрали полную социальную изоляцию. Кореец Бон Чун-Хо ("Воспоминания об убийстве", "Мать") производит эффект негромкий, но сокрушительный.
"Кролик и бык", режиссер Пол Кинг, 2010
Добрая шизофреническая комедия (и к тому же первый в истории кино домашний роуд-муви) создателя британского сериала The Mighty Bush про одержимого чистотой домоседа и его жизнелюбивого приятеля, вспоминающих и воссоздающих в пределах квартиры свое отличное путешествие по Европе. Очередное, но на сей раз более лирическое выступление наследников абсурдистов и "Монти Пайтона" одним жутко нравится, других ощутимо раздражает.
"Шапито-шоу. Любовь и дружба", режиссер Сергей Лобан, 2011
Первая глава первой части самого прекрасного за многие годы отечественного фильма: интернет-переписка солнечной девушки и толстяка-мизантропа с ником КиберСтранник переходит в реальное знакомство, а там и в совместную поездку автостопом в Крым, дальше все складывается из рук вон плохо, хоть и смешно. Метко и без желчи изображена фигура сетевого задрота: герой, сыгранный Алексеем Подольским, строго говоря, полу-хикки, он вынужден работать осветителем в театре, но тут вам и не Бельгия.
Комментарии