Прекрасная расхристанная вуди-алленовская комедия, на сей раз об итальянской столице
Очередная, после Лондона, Барселоны и Парижа, остановка европейского киновояжа Вуди Аллена – кипящий страстями Рим. На экране разворачиваются четыре не пересекающиеся истории, каждой из которых хватило бы на отдельный фильм. Молодая супружеская пара приезжает из провинции, дабы пристроить мужа на работу к влиятельным родственникам, но она теряется в дебрях римских улиц, а к нему в номер по ошибке врывается роскошная проститутка (Пенелопа Крус).
Архитектор-экспат (Джесси Айзенберг) по уши влюбляется во внезапно нагрянувшую в гости подругу своей девушки – голливудскую старлетку (Эллен Пейдж), которая, будучи типичной attention whore, выучила по одной строчке из Рильке, Йейтса и Эзры Паунда; причем свои смятенные чувства герой обсуждает с призраком другого, маститого архитектора (Алек Болдуин).
Ничем не примечательный, обремененный семьей клерк (Роберто Бениньи) без каких-либо причин и заслуг становится общенациональной знаменитостью: за ним охотятся папарацци, с ним хотят переспать все актрисы и супермодели, каждое его слово жадно ловят репортеры, а по телевидению в прайм-тайм обсуждают, что кумир нации съел на завтрак.
Отправленный на пенсию оперный режиссер, "опередивший свое время" (Вуди Аллен) и его жена-психиатр (Джуди Дэвис) приезжают в Рим, чтобы познакомиться с итальянским женихом дочери, адвокатом-коммунистом, который "очень сочувствует рабочему классу", и его родителями – хозяином бюро ритуальных услуг и его супругой, которая без конца стряпает и плохо говорит по-английски. Персонаж Аллена неожиданно обнаруживает, что у свата-гробовщика потрясающий голос, не хуже чем у Карузо, однако петь тот способен только принимая душ.
Оммажи итальянскому кино – от Росселлини и Феллини до народных комедий, романтическая новелла в соседстве с абсурдистской, нарочитая открыточность – Колизей, фонтан Треви, Испанская лестница, знаменитая вуди-алленовская самоирония (в самой смешной и прекрасной, по-моему, части, которая про оперу), разговоры про секс и тщеславие – все эти ингредиенты чертовски просто представить еще до похода в кинотеатр. Но эта-то склонность 76-летнего режиссера к самоповторам и очевидным, но неотразимым приемам и заставляет зрителя радоваться, подобно умалишенному. Про Вуди Аллена написано столько критических статей, эссе, монографий и научных книг, что уже можно о нем немного помолчать, с благодарностью приняв очередные 100 минут чистого, дурацкого, беспримесного счастья.
Еще три отличных фильма, действие которых происходит в Риме:
"Шуша", режиссер Витторио Де Сика, 1946
Шедевр раннего неореализма. Подростки-чистильщики обуви Паскуале и Джузеппе мечтают купить лошадь, чтобы участвовать в скачках на ипподроме, и для этого ввязываются в торговлю контрабандой на "черном рынке", под началом криминального старшего брата одного из них; довольно скоро юные герои оказываются в тюрьме. Предельно человечный фильм о голодном послевоенном времени в итальянской столице с не слишком утешительным месседжем: пресловутые "слезы детей" будут литься и литься, пока взрослые строят мир на эксплуатации и неравенстве.
"Девушка, которая слишком много знала", режиссер Марио Бава, 1963
Молодая американка (Летиция Роман) прибывает в Рим во время университетских каникул и сразу оказывается втянута в галлюцинаторный хаос страшных событий: незнакомый попутчик посовывает наркотики, умирает тетя, на глазах героини маньяк убивает жертву. Первый собственно джалло-фильм корифея жанра Марио Бавы является, кроме прочего, ироническим посвящением хичкоковскому "Психо".
"У нас есть Папа!", режиссер Нанни Моретти, 2011
Скромного кардинала по имени Мельвиль (Мишель Пикколи) внезапно выбирают римским папой, отчего тот впадает в депрессию, сбегает из Ватикана и бродит по непонятному современному городу. Чудесная новая трагикомедия приличного режиссера Морретти ("Месса окончена", "Комната сына") об одиночестве и хрупкости человеческой веры.
Комментарии