6 фильмов про воинственное искусство
  • 20.07.12
  • 4620

6 фильмов про воинственное искусство

В прокат вышла скандальная документальная картина "Завтра" о буднях арт-группы "Война". Be-in вспомнил еще несколько примечательных фильмов о радикальных художниках и активистах

В паре московских кинотеатров показывают документальный фильм Андрея Грязева "Завтра" – хронику подпольной питерской жизни группы "Война", самого громкого и радикального отечественного арт-объединения последних лет, существующего в трудно определимой зоне между художественным акционизмом и практикой прямого политического действия. На экране основные активисты – Вор и Козленок – заняты экспроприацией продуктов в супермаркете, воспитанием двухлетнего сына Каспера, детальнейшим обсуждением предстоящей акции "Дворцовый переворот", за которую впоследствии Вора и другого активиста, Леню Ё*нутого, на несколько месяцев засадят в "Кресты".

Картина Грязева впервые была показана на Берлинском кинофестивале, при забитых народом залах и с бурными обсуждениями после просмотра. На родине прокату "Завтра" предшествовал закономерный скандал: "Война" обвинила режиссера в предательстве и вмешательстве в частную жизнь; критики упрекают Грязева в инертности взгляда и неспособности пролить какой-нибудь новый свет на деятельность активистов, чей героический этос, к слову, носит "сверхчеловеческий", ницшеанский характер, когда компромиссы с "обывателями" вряд ли возможны.

 

Be-in вспомнил еще несколько примечательных фильмов о радикальных художниках:

Венский акционизм – серия короткометражных фильмов и документаций перформансов

Перформансы самой брутальной, омерзительной, деструктивной, безумной и спорной группировки в послевоенном европейском искусстве, практически взорвавшей "диалектику Просвещения" – венских акционистов 60-х – скурпулезно фиксировались на камеру, главным образом художником и режиссером Куртом Креном, одним из основателей "Венского Института Прямого Искусства". Благодаря ему можно увидеть документацию, хоть и неважного качества, кровавых живодерских мистерий Германа Нитша, ныне респектабельного "классика", мирно живущего в собственном замке Принцендорф; самоистязательные перформансы Рудольфа Шварцкоглера, в 29-летнем возрасте покончившего с собой; порно-хэппенинги Отто Мюля, угодившего затем в тюрьму за растление несовершеннолетнего; отвратительные, связанные с различными телесными отправлениями, практики Гюнтера Брюса. Как совершенно справедливо предупреждают по ссылке выше, слабонервным данные зрелища категорически противопоказаны.

Фото одной из "мистерий" Германа Нитша

"Олег Кулик: вызов и провокация"

Звезда московского акционизма 90-х, "человек-собака" Олег Кулик – некоторым образом просветленный, с расхристанной славянской душой, наследник радикальных венцев: знаменитый перформанс 1993 года, когда бывший заведующий сельским клубом и ассистент Александра Бренера впервые бегал на четвереньках, рычал и бросался на людей и машины, можно воспринимать как буйное развитие акции Петера Вайбеля и Вали Экспорт. Этот, пиковый в карьере Кулика, эпизод и другие события славных 90-х с неповторимым куликовским юродивым шармом поведаны в первой серии проекта "Антология современного искусства", фильме-портрете, снятом режиссером, художником и галеристом (ныне владельцем московской галереи Paperworks) Евгенией Миттой.

 

Graffiti Wars: Banksy vs Robbo 

Телеканал Channel-4 популярно изложил для несведущих широко известную в узких стрит-артовых кругах историю противостояния неуловимой художественной звезды Бэнкси и "олдового" лондонского граффити-художника Роббо. Фабула: в декабре 2009 года Бэнкси якобы приложил свою звездную руку к уже и без того испорченному граффити Роббо образца 1985-го года, затем последовал настоящий "батл" на все той же кэмденской стене, а также повсеместные скандалы в прессе. Внутренний сюжет фильма: противоречие между андеграундным творчеством представителей уличной субкультуры и провокативным "анонимным" искусством с его двусмысленными правилами.

Посмотреть фильм можно здесь.

 

Women Art Revolution (W.A.R.)

Внятная, хоть и неизбежно беглая, кинохрестоматия американского феминистского искусства, начиная с конца 60-х и примерно до наших дней. Автор фильма – Линн Хершманн-Лисон, перформансистка, медиа-художница, режиссер сумасшедшего игрового кибер-панк фильма "Техносекс" (2002) с Тильдой Суинтон. В течение сорока с лишним лет она записывала интервью с радикальными и социалистическими художницами-феминистками, а также собирала архивные кадры выставок, акций и политических выступлений. В объективе камеры Хершманн-Лисон: исследовательница американского буржуазного патриархата Марта Рослер; язвительная концептуалистка Барбара Крюгер; Джуди Чикаго, автор идеи одного из первых коллаборативных произведений искусства (в создание "Званого ужина", посвященного столетиям "безвестного" женского труда, было вовлечено более 100 человек); яростно боровшиеся с сексизмом в 80-х Guerrilla Girls в соответствующих масках, отдаленные предшественницы героинь из Pussy Riot; кинокритик, режиссер и ЛГБТ-активистка Б. Руби Рич, и многие другие.

http://womenartrevolution.com/news.php

 

 The Yes Men Fix the World

Один из полнометражных документальных фильмов известного дуэта политических "арт-террористов" The Yes Men. Жак Сервин и Игорь Вамос с 2003 года используют  провокационные, лицедейские приемы "тактических медиа": например, перевоплощаются в чиновников или представителей корпораций и делают скандальные циничные заявления (озвучивая публично подлинные, никогда открыто не озвучиваемые интересы государства и капитала) или печатают фальшивые номера The New York Times с оптимистическими новостями, или создают фейковые дубли официальных сайтов. The Yes Men не пересмешники и даже не совсем сатирики: целью этой группы, близкой по идеологии и тактике к таким движениям, как Anonymous и Adbusters, является мирная, но максимально болезненная атака глобального капитализма, международных финансовых институтов вроде ВТО, осатаневших правительств, продажных медиа и т.д. Но также и привлечение общественного внимания к проблемам, которые замалчиваются ради выгоды. Наприме, в ленте The Yes Men Fix the World речь идет о последствиях кошмарной катастрофы на химическом заводе в индийском Бхопале, по вине компании Union Carbide, и о равнодушии властей к пострадавшим от наводнения в Новом Орлеане.

 

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама