Беспощадное поэтическое кино про смерть как фон жизни, главная русская картина года. Плюс еще три новых отечественных фильма
Депрессивная российская провинция. Прекрасные молодые маргиналы, по всей видимости, недавние джанки (Яна Троянова и Алексей Филимонов) - она с белыми дредами и проколотым языком, оба ВИЧ-инфицированы - после венчания в церкви неосторожно светят купюрами перед гопником в электричке. Исправившася мать (Ольга Лапшина), у которой в разгар жуткого запоя отобрали дочерей, ждет их возвращения в чисто прибранном доме, в то время как автобус с детьми попадает в аварию. Мальчик, живущий с ненавидящей его матерью (Анна Уколова) и равнодушным отчимом, все время глядит в окно в надежде увидеть родного отца: тот (Евгений Сытый), наделав множество долгов по причине пристрастия к игровым автоматам, однажды сел на велосипед и укатил в небытие.
"Волчок", режиссерский дебют свердловского драматурга Василия Сигарева, чернушная сказка о чудовищной матери, в роли которой зрители впервые увидели потрясающую Троянову, местами граничил с эксплуатацией насилия, если не сказать с садизмом. "Жить" - принципиально иная картина, несмотря на ту же фактуру, безысходный кошмарный морок русской провинциальной жизни. Фильм о людях, у которых близкие погибают, при этом на самом деле никуда не уходя, преодолевает локальные рамки социальной сатиры и становится вселенским экзистенциальным высказыванием - не столько о смерти как таковой, сколько о бездонной пропасти горя и утраты, в которую проваливаются оставшиеся живые. Как нельзя более подходящим местом, где разворачивается коренная человеческая трагедия, предстает несчастная Россия (фильм снимался в беднейшей Тульской области), с ее привычно безразличными ментами и врачами, пронзительно-тоскливыми кладбищами, безжизненным корпусом заброшенной гидроэлектростанции.
Из трех параллельных историй получился цельный драматургический и художественный сплав, а реалистическое повествование в какой-то момент сплетается с галлюционозом героев, с их взбесившимся воображаемым. Поэтическое кино у Сигарева вырастает из кромешного материализма, из плоти, крови и мяса. Точная камера Алишера Хамидходжаева, мертвенный пост-роковый саундтрек Павла Додонова (гитариста в группе Дельфина), лишенные всякой фальши и избыточности, избавленные от русского проклятия литературоцентричности диалоги (режиссер Сигарев все-таки автор важных для радикального театра пьес "Пластилин" и "Божьи коровки"), невероятная игра всех артистов вообще и Ольги Лапшиной в особенности, абсолютно в ткани фильма уместные грубые символы вроде гаснущей в храме свечки или клюющего панельный дом дятла - все это вместе делает "Жить" точным, страшным ударом, вжимающим ошеломленного зрителя в кресло.
Тем не менее, Сигарев, похоже, не намеревался просто взять очередную планку в соревновании по изображению свинцовых мерзостей. Ни сцена избиения юноши толпой отморозков, ни тяжелейший эпизод с эксгумацией детских трупов не опускаются до эксплуатейшена, они сделаны не для того, чтобы "разжалобить черствых и разбудить равнодушных". Без насилия и бредовой трансгрессии невозможен мир сигаревского фильма, но ими этот мир не исчерпывается. Смотреть картину "Жить" тяжело, что-либо внятное о ней сказать или написать еще тяжелее. И звать зрителя в кинотеатры в этом случае, наверное, равносильно тому, чтобы упрашивать человека непременно пойти туда, где его два часа станут колошматить палкой по голове. Однако лично для меня несомненно то, что это произведение, созданное ценой каких-то сверхусилий всей съемочной группы, - настоящее, большое, болезненное, не стесняющееся своей серьезности и предельности искусство.
Фильм "Жить" в прокате с 30 августа
Еще три новых отечественных фильма
"Я буду рядом", режиссер Павел Руминов
Неизлечимо больная молодая женщина (замечательная Мария Шалаева) за оставшийся ей недолгий срок должна найти приемных родителей 6-летнему сыну. Получившая главный приз недавнего "Кинотавра" светлая драма Руминова, который в середине 2000-х был основной надеждой "зрительского авторского кино", а пять лет назад снял диковатый J-хоррор "Мертвые дочери"
В прокате - с 16 октября.
"Пока ночь не разлучит", режиссер Борис Хлебников
Довольно запоздалая затея с экранизацией нашумевшей заметки в журнале "Большой город" за 2005 год (корреспонденты издания подслушали множество разговоров в модном тогда ресторане "Пушкин") у арт-режиссера Хлебникова вылилась в короткую сатирическую комедию о московских богемно-буржуазных нравах. Протагонисты фильма - официанты в исполнении Александра Яценко и Евгения Сытого, роли посетителей ресторана исполняют всевозможные светские знаменитости типа Алены Долецкой, Василия Бархатова, Сергея Шнурова, Авдотьи Смирновой и т.д.
В прокате - с 11 октября.
"За Маркса", режиссер Светлана Баскова
Самый радикальный и невыносимый автор российского подпольного кинематографа (режиссер физиологических поэм жестокости "Зеленый слоник" и "Пять бутылок водки") Светлана Баскова сняла с трудом поддающееся описанию пособие по классовой борьбе: на одном заводе рабочие создают профсоюз и вступают в противостояние с циничным капиталистом. В главных ролях постоянные актеры Басковой - Владимир Епифанцев и художник Пахом.
Прокатные перспективы "За Маркса" нулевые, но фильм, впервые показанный на "Кинотавре", обязательно будут демонстрировать вне кинотеатров.
Комментарии