Роман Салмана Рушди о годах персонального ада; антикризисное рыночное предложение Архангельского; путеводитель по языку нулевых; еще одна антропология кулинарии
Салман Рушди "Джозеф Антон" [Издательство Corpus]
Автобиография "врага ислама"
Автор. Британский писатель индийского происхождения, букеровский лауреат, отпрыск богатой бомбейской семьи. Его ориентальная психологическая проза условно примыкает к "магическому реализму". Всемирно и нехорошо известным Рушди сделали события, последовавшие после выхода в 1988-м книги "Сатанинские стихи" (или, в более точном переводе, "Шайтанские аяты"). Духовный лидер иранского теократического режима заочно приговорил писателя к смерти за "оскорбление ислама". Десять с лишним лет Рушди скрывался от агентов иранских спецслужб.
О чем. Подробное рассказаное от третьего лица повествование о нескольких годах после злополучной фетвы главного тегеранского муллы: тайная жизнь под охраной спецагентов, постоянные переезды, несколько предотвращенных покушений, злорадное внимание таблоидов, личные неурядицы, существование на грани отчаяния и даже сумасшествия - и все-таки бесценный для писателя опыт. Названием романа Рушди выбрал реальный псевдоним тех времен, составленный из имен двух его любимых авторов - Конрада и Чехова.
Зачем. История безумной ненависти фундаментализма к светскому миру, поведанная ее основным фигурантом, издана как-будто нарочно именно сейчас, когда бушует новое безумие: погромы в мусульманских странах из-за трейлера к некоему "оскорбительному" фильму. Рушди без всяких оговорок уверен в том, что идти на излишние и абсурдные уступки воинственным верующим (неважно, адептам какой именно религии) - себе дороже.
Александр Архангельский "Музей революции"
Интеллигентный роман о судьбах России, распостраняющийся прогрессивным образом
Автор. Литературовед, литкритик, публицист ведет авторские телепередачи на благообразном канале "Культура", автор романа "Цена отсечения" о жестокости нового богатого класса, воплощает редкостный нынче типаж умеренного в воззрениях и при этом гуманистически настроенного российского интеллигента.
О чем. Как гласит аннотация, "действие разворачивается в ближайшем будущем. Герои – музейщики, священники, пиарщики – вовлечены в конфликт вокруг музея-усадьбы, который внезапно пересекается с конфликтом военным, а тот – с большой политикой. Но и война, и политика, и деньги – всего лишь только фон, на котором четко проступает контур главной темы, на которой держится острый сюжет. А главная тема романа – любовь"
Зачем. Собственно, в истории с "Музеем революции" любопытство вызывает новый для отечественных литераторов подход к изданию и дистрибуции. Нестандартно реагируя на вялотекущий кризис книжного рынка, Архангельский решил до выхода романа на "бумаге" в ноябре выложить его в сеть: книгу можно купить за 99 рублей или, допустим, прочесть на Bookmate. Вообще говоря, давно назревший выход из положения.
Гасан Гусейнов "Нулевые на кончике языка: Краткий путеводитель по русскому дискурсу" [Издательство "Дело"]
2000-е глазами лингвиста
Автор. Социолингвист, доктор филологических наук, профессор МГУ,
О чем. 73 увлекательные статьи о речевых новациях 2000-х как отражения социальных и технологических перемен: как правильно писать - "блогер" или "блоггер", манипуляция термином "нанотехнологии", дауншифтинг и гаджеты, лингвистическая природа "мемов" и многое другое.
Зачем. Социолингвистика в принципе помогает взглянуть на происходящее в современном читателю обществе без идеологических "розовых очков". Научно-популярное исследование Гусейнова, вскрывающее повседневные речевые коды поколения веб 2.0, позволяет широкому кругу интересующихся тоньше отстроить рефлексию, которой явно требует угасающая эпоха "стабильности и суверенной демократии".
Ричард Рэнгем "Зажечь огонь: как кулинария сделала нас людьми" [Издательство Corpus]
Научно-популярное развитие основной идеи леви-строссовской книги "Сырое и вареное"
Автор. Британский антрополог, а также приматолог, специалист по поведению и социальной организации человекообразных обезьян.
О чем. В основе книги Рэнгема - гипотеза о том, что решающим моментом эволюции послужила термическая обработка пищи. Зубы стали слабее, а кишечник короче, рост мозга и ускоренное умножение навыков, а следовательно и появление сложных социальных и гендерных отношений, у наших непосредственных предков были связаны с тем, что они начали употреблять приготовленную пищу вместо сырой.
Зачем. Понятно, что решительные выводы автор делает, вольно развивая положения книги "Сырое и вареное" великого французского антрополога-структуралиста Клода Леви-Стросса. "Кулинарная" теория "решающего скачка" в возникновении Homo sapiens не более и не менее правдоподобна, нежели трудовая, лингвистическая или "либидинальная". Книга Рэнгема интересна диетологическими фактами, хорошо и гладко написана, ну и вообще приходится кстати, учитывая современное внимание к тому, что называется "пищевой политикой".
Все главные книги сентября (кроме "Музея революции") можно приобрести в книжном магазине "Порядок слов" (Петербург, наб. Фонтанки, 15, тел. +7 (812) 310-50-36) и других хороших магазинах страны.
Комментарии