Запоздалая, но остроумная сатира на московские буржуазно-гламурные нравы, снятая по известной журнальной статье
Обычный день в помпезном столичном ресторане. Два официанта - резвый и молодой (Александр Яценко), печальный и в кризисе среднего возраста (Евгений Сытый) - курсируют в лакейских камзолах по залу, периодически ныряя в подсобку, чтобы поговорить по телефону со своими девушками. В ресторане, между тем, происходят маленькие драмы и комедии. Седые строгие мужчины, заказывая коллекционное вино, тяжело обсуждают уставные капиталы и прокурорские проверки. Остервенелая олигархическая жена (Мария Шалаева) пришедшая с матерью (Алена Долецкая) и детьми, недовольна "неправильным" столиком. Две тусовщицы (Алиса Хазанова и Клавдия Коршунова) в диком похмелье, не снимая темных очков, молча едят суп. Сотрудница кинокомпании (Агния Кузнецова) с коллегами, напряженно матерясь, решают, кого взять на роль в новом проекте: Гошу или безотказного Серебрякова. Тертый менеджер нацеливается напоить водкой двух немолодых француженок из партнерской фирмы. Отказывающийся от водки человек в исполнении Сергея Шнурова не может оторвать глаз от местной арфистки.
Длящийся всего час с минутами фильм Бориса Хлебникова, впервые показанный на фестивале "Кинотавр", снят по следам нашумевшей заметки в журнале "Большой город" за 2005 год: несколько корреспондентов тайно записали многочисленные разговоры посетителей неимоверно пафосной тогдашней ресторации "Пушкин". На экранизацию этого красноречивого очерка нравов эпохи расцвета дурного суверенного гламура оказались брошены отборные силы независимого отечественного кино: человечнейший режиссер Хлебников, топовый сценарист "новой волны" Александр Родионов, бойкая камера Павла Костомарова, виртуозная игра лучших молодых артистов, не столь виртуозные камео медийных знаменитостей. К исходной линии авторы добавили выразительное изображение "изнанки" роскошного заведения: например, сцену телефонных переговоров сушефа-туркмена с ментами, задержавшими одного из поваров-мигрантов.
У картины один существенный недостаток, но зато фатальный: сатирически показанная реальность безнадежно устарела, вместе с выморочной культурой сверхдорогих ресторанов с арфами, уместностью любого появления на экране музыканта Шнурова и ценой нефти в двести пятьдесят долларов за баррель. Понятно, что дело тут в темпах кинопроизводства: выйди "Пока не разлучит ночь" хотя бы полтора года назад, ощущение полного непопадания в нерв времени было бы не таким явным. Но зато финальный бурлеск всеобщей драки выглядит в свете реальности сегодняшней отличным символом расставания творческой интеллигенции с иллюзиями о романе с буржуазией. Была, что называется, без радости любовь, разлука будет без печали.
Фильм Бориса Хлебникова "Пока ночь не разлучит" в прокате с 11 октября.
Комментарии