В новом пространстве Эрмитажа проходит выставка "Конец веселья" британских арт-звезд Диноса и Джейка Чепменов - юмористических критиков насилия
Контекст
Выставка Чепменов - это еще и полноценное открытие первой части отреставрированного здания Главного Штаба. В новых, деликатно модернизированных залах к 2014 году окончательно поселится "музей в музее" - огромная площадка для искусства XX-XXI веков, выросшая из амбициозного проекта "Эрмитаж 20/21" куратора Дмитрия Озеркова, команда которого с 2007 года втискивала современное искусство (в том числе умеренно противоречивое и насколько можно нахальное: например, в рамках коллективных выставок "Америка сегодня" и "Новояз: британское искусство сейчас") в консервативный эрмитажный контекст.
Бэкграунд
Джейк (1966 г. рождения) и Динос (1962) Чепмены, лондонцы с греко-киприотскими корнями, окончили Лондонский королевский колледж искусств, после чего работали ассистентами другого известного дуэта художественных эксцентриков, Гилберта и Джорджа. Собственное творчество братьев стало широко известно после скандально знаменитой выставки под управлением арт-олигарха и коллекционера Чарльза Саатчи Sensation (1997): масс-медиа принялись взахлеб обсуждать новые планки цинизма и эпатажа, взятые гремевшей к тому времени уже лет пять разношерстной поколенческой группой Young British Artists (помимо Чепменов: Дэмиен Херст, Трейси Амин, Сэм Тейлор-Вуд, Крис Офили и многие другие). С тех пор утекло много медийной воды, но чепмановское искусство сохраняет свою интонацию - одновременно язвительную, демократическую и инфантильную, свои методы и манеру - делать подробно детализированные, многофигурные инсталляции с использованием то миниатюрных раскрашенных фигурок, то манекенов с пенисами и вагинами вместо ртов и носов. Наконец, Чепменов все это время интересовал вот такой круг явлений: поп-культура, мутации, насилие, фашизм, власть, мифы о возвышенном характере и целебной силе искусства.
"Конец веселья" и Гойя
В Главный штаб привезли девять стеклянных витрин, которые расположены так, чтобы вместе составлять свастику. Внутри огромных аквариумов мы видим подробное инферно: среди гор-рек-вулканов-камней-лошадей многие тысячи микроскопических нацистских солдат мучают, пытают, убивают и расчленяют друг друга, кое-где уже в виде скелетов с обрывками формы вермахта, в то время как по озеру, например, плывет на пончике зловещий Рональд Макдональд, ну и так далее.
На другом этаже нового эрмитажного пространства - смысловое продолжение "Конца веселья". Офорты Гойи из серии "Бедствия войны", а также гойевская же графика, с которой поработали братья Чепмены, акварелью пририсовав к аллегорическим персонажам испанского визионера где уши Микки-Мауса, а где глазастые шупальца кибер-мутантов. Выставки-"переклички" искусства XX-XXI вв. и музейной художественной классики - давний и эффектный прием: например, в Эрмитаже в 2005-м году фотографии Роберта Мэпплторпа изящно соседствовали с маньеристской гравюрой XVI столетия, а прошлой осенью скульптуры из ржавого железа британского скульптора-постмодерниста Энтони Гормли вступали в многозначительный диалог со спущенными на пол Зала Диониса античными статуями.
Вопреки названию выставки и несмотря на убедительные интервью Чепменов, в которых братья клеймят фашистов, партию тори и капитализм вообще, само творчество дуэта, конечно, по-прежнему крепко настояно на постмодернистском "фане", на абстрактной иронии, на восприятии насилия как дурацкого повторяющегося ритуала и, в конце концов, все-таки на отрицаемом в названии веселье, тинейджерском и зубастом. Никаким радикальным искусством в 2012 году это, конечно, и близко не является: позавчера раздававшие "пощечины общественному вкусу" художники из той же обоймы YBA сегодня, в качестве современных классиков, совсем уместны в эрмитажных залах, пусть и модернизированных.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/828866
Цитата
"Большинство фильмов ужасов паразитируют на христианской морали. Там есть понятия греха, воздаяния, спасения. Я надеюсь, что нам удается этого избежать. Мы не хотим давать ни малейшей надежды на спасение, которая, увы, присутствует у многих художников нашего поколения. Эти придурки все равно уверены, что их искусство способно исправить мир. Мы же всеми силами боремся с этим предрассудком эпохи Просвещения". (Из интервью Джейка Чепмена Ирине Кулик для газеты КоммерсантЪ в 2007 году)
Динос и Джек Чемпены, фото: Johnnie Shand Kydd для Whitewall, май 2011
Выставка Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья» в Государственном Эрмитаже (в здании Главного штаба, вход с Б. Морской) - c 20 октября 2012 до 13 января 2013
Комментарии