Кино недели: "Самозванец"
  • 23.11.12
  • 1844

Кино недели: "Самозванец"

Документальный триллер с интригой-обманкой и неподдельными эмоциями. Плюс еще три фильма о загадочных пропажах и внезапных возникновениях людей

Сразу хочется оговорить важный момент и принципиальное отличие "Самозванца" от других триллеров: картина документальная, а историю зритель узнает от настоящих участников событий.

В 1994 году семья Баркли – одноэтажная Америка, маленький город в Техасе – теряет любимца: светловолосого и голубоглазого (что принципиально) Николаса, сына, брата и племянника. По пути с прогулки подросток бесследно исчезает, и усиленные поиски не проливают свет на его участь. Три года спустя внезапный звонок из Испании разрушает устаканившуюся атмосферу скорби: Николас чудесным образом нашелся, он сильно травмирован, но жаждет воссоединения с семьей.

Кадр из фильма самозванец

Параллельно рассказывает свою историю француз с алжирскими корнями Фредерик Бурден – человек с множеством лиц, который ухитряется производить необходимое ему впечатление на каждого собеседника. В данный момент его задача – стать Николасом Баркли, и ни разница в возрасте (Бурдену 23 года, в то время как Николасу должно было исполниться 16), ни французский акцент, ни явные внешние различия, вроде карих глаз и темных волос, не являются для него серьезной помехой. Как выясняется, не только для него: осиротевших Баркли тоже все устраивает. Пасторальная жизнь воссоединившейся семьи нарушается, когда внезапно сам Бурден, а также внешние силы в лице американских спецслужб и не в меру любопытного пожилого частного детектива начинают подозревать семейство в сокрытии чего-то жуткого.

Кадр из фильма самозванец

Документальный фильм с элементами саспенса, призер различных фестивалей, повествует о нашумевшей истории: нынешний семьянин, отец троих детей, Бурден в свое время раздал множество интервью и уже являлся прототипом для съемок фильма. Глядя на него в кадре, думаешь: "какого черта?", однако беседовавшие с ним журналисты утверждают, что при личном общении легко поверить, что перед тобой 14-летний подросток: помимо Николаса Баркли, Бурден в большей или меньшей степени успешно присвоил не один десяток личностей пропавших детей из разных стран. Вскользь упоминаемые факты его реальной биографии заставляют по-толстовски посочувствовать герою и предстают очередным доказательством того, что среда, а не наследственность являются причиной дурных поступков. Но смысл картины заключается не в этой прописной истине, а также не в том, что в каждом шкафу можно при желании обнаружить скелет, а в том, что порой жизнь утирает нос самым талантливым сценаристам. Как иронично она столкнула обманщика именно с теми, кто мечтал пасть жертвой его манипуляций даже сильнее, чем он сам – обмануть.

Несмотря на то, что экшена в фильме нет, а о развитии сюжета по закону документального жанра рассказывают сами участники драмы, картина динамична, и ее интересно смотреть. К финальным титрам действие достигает хичкоковского накала, но, поскольку события фильма имели место в действительности, грандиозная интрига так и повисает в воздухе. Тем не менее, отсутствие надуманной развязки оставляет приятное послевкусие, а загадка судьбы пропавшего Николаса не идет из головы.

"Каждый за себя, а бог против всех", реж. Вернер Херцог, 1974 год

Реальная история Каспара Хаузера – найденыша из Нюрнберга, предполагаемого королевского наследника, который все детство и часть отрочества провел в темном тесном подвале, подкармливаемый неизвестным то ли благодетелем, то ли тюремщиком. Уникальный эксперимент с человеческим сознанием и одна из интереснейших неразгаданных тайн XIX века. Главного героя сыграл Бруно Шлейнштайн, чьи ранние годы прошли в психиатрической больнице.

Кадр из фильма Кадр из фильма "Каждый за себя, а бог против всех"

"На самом дне океана", реж. Улу Гросбард, 1999 год

Бетт Каппадора (Мишель Пфайффер) из Чикаго узнает в позвонившем в дверь подростке собственного сына, пропавшего за 9 лет до этого, и принимает естественное для матери решение вернуть ребенка. Учитывая, что мальчик воспитывался любящим его человеком, которого он считает родным отцом, любые попытки разрешить ситуацию проходят болезненно для всех участвующих сторон.

Кадр из фильма на самом дне океанаКадр из фильма "На самом дне океана"

"Маугли", реж. Роман Давыдов, 1967-1971 годы

Классика советской мультипликации на основе цикла рассказов Редъярда Киплинга повествует о похищенном тигром младенце, которого вырастили волки. Несколько короткометражек, позже объединенных в один длинный фильм. Отлично прописанные характеры говорящих зверей, более взрослая, чем у Диснея, подача, и, главное – завораживающий голос Багиры (Людмила Касаткина), благодаря которому всю оставшуюся жизнь веришь, что крупные кошки общаются именно так.

Кадр из мульфильма Кадр из мультфильма "Маугли"

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама