Детский фильм с недетским насилием по сценарию Ника Кейва – вариации на популярную нынче тему. Плюс еще три фильма про бутлегеров, более достойных того, чтобы тратить на них время
Невозможно предсказать заранее, хорошим ли будет фильм, даже если в его создании принимают участие люди-бренды. Субъективная оценка данной картины – не получилось.
Начало 30-х годов, американский Юг. Трое благородных братьев-бутлегеров, Форрест, Ховард и Томас Бондуранты (Шайя ЛаБаф, Том Харди, Джейсон Кларк), снабжают свой, "самый пьяный округ в мире", львиной долей потребляемого там алкоголя. Крепкие хозяйственники, они умело ведут бизнес и поддерживают хорошие отношения со всеми, от конкурентов до полиции, а случайных неприятелей походя сваливают с ног кастетом. Однако такая идиллия не может быть вечной: из самого Чикаго приезжает новый прокурор с беспринципным помощником (Гай Пирс). Они хотят навести свои порядки, то есть, – все отобрать и поделить. Но не на таких напали: Бондурантов положение дел не устраивает, и братья вступают в кровавое противостояние с негодяями, попутно реализуя матримониальные планы и открывая в себе новые личностные качества.
Кадр из фильма "Самый пьяный округ в мире"
В качестве лейтмотива фильма можно взять ершовское: "Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак". Если Ховард и Форрест ведут себя соответственно обстоятельствам, то юный Джек совершает один идиотский поступок за другим. К концу совершенно перестаешь надеяться на его исправление, которое вроде бы подразумевалось. Впрочем, "вроде бы подразумевалось" по сюжету многое, но полностью раскрыть удалось только "тему сисек" и назойливого, "чтобы как в Boardwalk Empire", насилия: похожий на карикатурного нациста помощник прокурора до невозможности долго избивает Джека во все места, темные личности со скрежетом пилят горло Форреста, сам же Форрест со смаком и треском пробивает кастетом чужие черепа. С таким же треском разваливается остальное действие. Начатые сюжетные линии обрываются, безвыходные ситуации разрешаются с помощью так называемого "Бога из машины", а счастливая развязка любовной линии наивна, как герои романов Джейн Остен.
Кадр из фильма "Самый пьяный округ в мире"
Предыдущая совместная работа режиссера Джона Хиллкота и Ника Кейва в качестве сценариста – "Предложение" – позволяла надеяться на лучшее. Но что-то явно сломалось в этом тандеме. Прежде всего: исполнитель главной роли с не меняющимся от фильма к фильму выражением лица задорного "камедиклабщика" явно не способен прыгнуть выше "Трансформеров", и потому его герой не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Гай Пирс гротескно переигрывает, а вот к Гэри Олдману сложно было бы придраться, если бы существование его персонажа хоть как-то логически обуславливалось. Неплохо выглядят Кларк с Харди – за счет фактуры. Но главный минус, видимо, заключается в самом романе (если судить по сценарию), написанном Мэттом Бондурантом по воспоминаниям его деда: если бы не успех вышеупомянутой "Подпольной империи", пылиться бы ему и дальше на полке. К немногочисленным плюсам фильма стоит отнести саундтрек и тот факт, что музыкой можно насладиться и без просмотра.
Еще три фильма о бутлегерах
"Подпольная империя", реж. Тимати Ван Паттен, 2010
Сюжет безупречного во всех отношениях сериала к третьему сезону начал напоминать "День сурка", но Стив Бушеми все так же обаятелен, костюмы и диалоги все так же блистательны, а кровь и алкоголь по-прежнему льются рекой.
Кадр из сериала "Подпольная империя"
"Однажды в Америке" реж. Серджио Леоне, 1984
Многочасовая гангстерская сага, где торговля нелегальным алкоголем занимает часть действия, не только рисует портрет нескольких эпох (20-е, 30-е и 60-е), но и демонстрирует различные аспекты человеческих взаимоотношений: дружба, любовь, предательство. Кроме привычно великолепных Де Ниро и Вудса, в фильме можно увидеть совсем юную будущую красавицу и умницу Дженнифер Коннелли.
Кадр из фильма "Однажды в Америке"
"Багси Мэлоун", реж. Алан Паркер
Разносторонний Алан Паркер создал отменный образчик жанра со всей обязательной атрибутикой: мафиози с зализанными волосами и в полосатых костюмах, мечтающие о Бродвее красотки кордебалета, сверкающие наряды, бокалы, люстры и лаковые ботинки, пулеметы Томпсона, уличные разборки и джаз. Разве что все роли исполняют дети, а из стволов вместо пуль вылетают пирожные, как в одной из сказок Джанни Родари. "Торт вместо бомбы" – вот бы и взрослым это казалось соблазнительным.
Джоди Фостер в фильме "Багси Мэлоун"
Комментарии