Готический ужастик о силе материнского инстинкта и незавершенном гештальте. Плюс три других фильма ужасов про детей
Глава семейства внезапно убивает жену, а дочерей отвозит в заброшенную хижину в лесу и пытается застрелить, однако неведомая сила уничтожает его самого. Через несколько лет их находят живыми, но озверевшими, и отдают под опеку родному дяде и его девушке Аннабель – не особенно любящей детей рокерше. Если старшая сестра, Виктория, после возвращения на нос очков, обретает человеческий облик, то Лили, младшая, продолжает ходить на четвереньках и поедать букашек. Кроме того, обе девочки общаются с какой-то невидимой женщиной, называют ее мамой и утверждают, что именно она помогла им выжить в непростых условиях одинокой жизни в лесу. Дополнительно имеется профессор, буквально умирающий от желания исследовать психические отклонения сестер, тетя покойной матери, которая хочет воспитывать их сама, и загадочная черная плесень на стенах дома, извергающая на радость Лили жирных мотыльков, а иногда и кое-что пострашнее.
Гильермо Дель Торо, в данном случае выступивший продюсером, настолько хорошо наладил производство красивых страшилок про детей, что впредь может только отдавать распоряжения. Здесь все необходимые элементы присутствуют. Стрекочущие насекомые, икебана из жухлых растений, мертвая природа, изобилие черного цвета всех оттенков, дети, несущие на своих хрупких плечах тяжесть знания и бремя ответственности не только за себя, но и за глуповатых неуклюжих взрослых, и обязательная тайна столетней давности: каждому известно, что без жутких дел прошлого в современную жизнь было бы не проникнуть ни одному дерзкому ужасу. Это, в общем, уже такой окуклившийся жанр: нюансы и характеры так отшлифованы предшественниками, что не требуют раскрытия – достаточно пары расставленных как теги штрихов, и зритель все уже понял. Радость от одной полоски на тесте, несколько гитарных аккордов – и Аннабель как на ладони; хитрому профессору не приходится перелопатить тонны материала для исследований и как-то особенно распространяться о своих истинных целях: все уже сделано до него, другими. Да и старинное происшествие, первопричина, практически не имеет предыстории – ее можно легко додумать.
Нельзя сказать, что в этом есть что-то плохое: словно бы в летнем лагере после отбоя спрятаться с товарищем под одеялом и шепотом рассказывать друг другу сто раз слышанные истории о красном пятне и пирожках из одноклассников. Пижама любимая, одеяло теплое, страшилки известны наизусть, но пугаться в нужных местах приятно, и сердце сладко екает, и сон потом такой глубокий и крепкий.
"Изгоняющий дьявола", 1973, реж. Уильям Фридкин
Оскароносный классический фильм ужасов о вселившемся в тело девочки-подростка дьяволе. Помимо множества сцен, ставших иконическими, демонстрирует также, каким должно быть истинное христианство.
"Элис, милая Элис", реж. Альфред Соул, 1977
Слегка фантасмагорический слэшер с масками, переодеваниями, неизменной католической церковью и намеренным или нет, но цитированием "А теперь не смотри" Николаса Роуга. Первая роль Брук Шилдс – будущего секс-символа 80-х и 90-х .
"Сияние", реж. Стенли Кубрик, 1980
Один из лучших образчиков жанра: здесь даже теннисный мячик вызывает глубинный ужас. Нечасто случающийся казус, когда фильм превосходит книгу по всем параметрам.
Комментарии