Кино недели: "Маньяк"
  • 23.03.13
  • 1938

Кино недели: "Маньяк"

Натуралистичный кроваво-романтический триллер, римейк слэшера 1980 года. Плюс три фильма про маньяков с тонкой душевной организацией

Фрэнк (Элайджа Вуд) в дневное время реставрирует манекены в доставшейся по наследству лавке, а по ночам снимает скальпы с женщин, изживая таким образом травму, полученную, как водится, вследствие неадекватного поведения матери. Однажды он встречает девушку-фотографа по имени Анна, местами разделяющую его культурные ценности – по крайней мере, их законный аспект. Вместе они работают над выставкой Анны, кормят уточек в парке, и холодное сердце маньяка начинает оттаивать, однако от любимого хобби отказаться не так-то легко.

Кадр из фильма маньяк

Для пущего натурализма зрителя заставляют наблюдать за действием изнутри, через глаза Фрэнка: лицо главного героя видно только в те моменты, когда он оказывается рядом с зеркалом, как в одном из известных клипов Prodigy. Поэтому зажмуриваться бесполезно, даже если зрелище кожи, с хлюпаньем сдираемой с головы, вызывает тошноту, а летающие по превращенной в кладбище квартире психопата мухи – мигрень. Реальность зудящего, липкого кошмара – в ней обитает Фрэнк, в ней же на полтора часа оказывается зритель. Создатели фильма будто хотели подарить любителям ужастиков возможность почувствовать, каково это – по-настоящему в них очутиться.

Кадр из фильма маньяк

Во всем этом кровавом великолепии есть еще один важный момент. Издавна массовая культура и, в частности, фильмы ужасов, делят женщин на две условные категории. На тех, кто носит кожаные мини и каблуки, ходит в одиночестве по темным улицам, раздевается на первом свидании, и которых не жалко пустить в расход, и других – хороших, с нежной душой. Их мало: им некомфортно в сексуальной одежде (что в данной картине нарочито подчеркивается), зато они рассуждают о высоком и все понимают – таких убивать никто не хочет, с такими только под венец. Эта подача не просто вешает привычные оскорбительные ярлыки: вина за преступление частично перекладывается на жертву, что, к сожалению, довольно типично не только для кино.

Подглядывающий, 1960, реж. Майкл Пауэлл

Фильм, оказавший положительное влияние на развитие кинематографа (лет через 20 после премьеры), и отрицательное – на карьеру режиссера. После выхода картины о помощнике кинооператора, снимающем убийства на камеру, любимец зрителя и критиков превратился в изгоя – настолько сильно общество было шокировано увиденным. В наши искушенные времена лента, тем не менее, тоже впечатляет. Поклонники стиля New Look, к слову, могут полюбоваться разнообразными платьями-колокольчиками, что носит главная героиня.

Кадр из фильма подглядывающий

Коллекционер, 1965, реж. Уильям Уайлер

Практически дословное переложение на киноязык клаустрофобического романа Джона Фаулза о тихом клерке-собирателе бабочек, в один прекрасный день приобщившем к своей коллекции студентку художественного училища. Фильм пришелся ко двору и на Оскаре, и в Каннах: несмотря на предсказуемость сюжета (для читавших книгу), актерам удается вызвать чувство причастности и даже заставить зрителя надеяться на лучший исход.

Кадр из фильма коллекционер

Клетка, 2000, реж. Тарсем Сингх

Полуфантастика о психопате, убивающем женщин весьма трудоемким способом, примечательна прежде всего не сюжетом, что довольно натянут, а красотой психоделических миров-фантазий, на которых собаку съел режиссер Тарсем Сингх: героиня-психиатр с помощью неких приспособлений путешествует по подсознанию пациентов, и в этой параллельной реальности завораживает все – от пейзажей до костюмов.

Кадр из фильма клетка

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама