В очередном выпуске киногида Жижек с его очаровательным нарочитым акцентом все так же развенчивает идеологию, цинично шутит и срывает покровы, разжевывая очевидное
К Дню Солидарности Трудящихся обозреватель be-in Белла Рапопорт посмотрела новый фильм философа-марксиста Славоя Жижека (сиквел к "Киногиду извращенца" 2006 года) и делится впечатлениями.
На протяжении почти трех часов философ и культуролог со знанием дела рассуждает о жизни, влиянии бытия на сознание и наоборот. Как водится, через призму массовой культуры: кино, реклама, музыка. "Ода к радости" Бетховена в качестве гимна антагонистических друг другу политических режимов, тоталитарных и не очень; бутылка Кока-колы – как пример совершенного объекта желания. Акула из "Челюстей" – символ страха рядового американца перед вторжением извне, а айсберг из "Титаника" – благодетель для парочки влюбленных, чье расставание было неминуемо в силу классовых различий. Революции – что их вызывает и куда они должны приводить.
Одетый в соответствующие случаю костюмы, Жижек вещает из декораций известных фильмов ("Цельнометаллическая оболочка", "Звуки музыки", "Забриски Пойнт" и тд.), подавая их с неожиданной стороны и, чего греха таить, виртуозно подгоняя под свою стройную теорию. В одном из эпизодов философ утверждает, что для низвержения одиозного явления, будь то фашизм или что другое, его нужно полностью принять, погрузиться в него и уже оттуда, изнутри разрушить с помощью иронии. Так происходит и здесь: объясняя наглядно, в чем, как и где на самом деле сидит идеология, он изъясняется посредством ее же символов и использует ее же методы. С иронией, куда без нее.
Основной талант и преимущество Жижека – мастерски доступно формулировать то, что обрывками носится в головах других людей. Все это уже где-то было прочитано, просмотрено и намотано на ус, но вылепить цельное из него не получилось – не хватило времени, сил, и, возможно, смелости. Тут и приходит Жижек и подает истину на блюдечке с голубой каемочкой в виде нескольких простых и емких предложений. И сразу щелкает: "Вот оно! Теперь-то я по-другому заживу!". Но "свобода – это боль", как справедливо замечает философ в начале фильма, а многочисленные направленные на укрепление идеологии дела отвлекают от размышлений о ней. Каждый волен использовать полученную информацию хоть для умных разговоров с друзьями, хоть для анализа современного общества и себя, как его неотъемлемой части; однако даже немного приоткрыть дверь в тот мир, что Жижек хочет нам показать, – уже большое дело.
Комментарии