В прокат вышел третий фильм канадского 24-летнего гей-вундеркинда о мужчине, решившем стань женщиной
Лоранс (Мельвиль Пупо) – 35-летний преподаватель европейской литературы в канадском колледже, любимец коллег и студенток и талантливый писатель, только что удостоенный престижной награды за свой новый роман. У него есть девушка Фрэд (Сюзанна Клеман), с которой он познакомился на съемках какой-то рекламы. Все казалось было хорошо, если бы не сошлись у Лоранса кризис среднего возраста и проблема самоидентификации. Он решается признаться своей девушке с мужским именем, что всю свою жизнь он обманывал сам себя и что отныне хочет с этим покончить и сменить пол. Стать женщиной. К тому же, и имя его – Лоранс – одновременно и женское, и мужское. Но на дворе конец восьмидесятых, и еще далеко не все могут почувствовать это тонкое противоречие природы Лоранса.
Неудивительно, что Ксавье Долан после скромного, но сладко-эгоцентричного гей-фильма о самом себе «Я убил свою маму» и хипстерского хита «Воображаемые любови» вскормил свои амбиции и попытался снять целую сагу о жизни трансвестита: от конца консервативных восьмидесятых через трудные девяностые к свободе нулевых. Получился уже целый транс-роман. Недаром и сам герой фильма пишет эпический роман.
Местами «И все же Лоранс» напоминает размашистый клип: уже привычное для Долана обилие крупных планов, эстетской замедленной съемки и рапидов проходов главных героев, ярких кислотных цветов и музыки Cure и Depeche Mode. Долан еще больше рвется быть одновременно и Годаром, и Альмодоваром, и новым Франсуа Озоном, но, разумеется, в современной хипстерской версии. Ни больше ни меньше – новой гей-иконой. Это одновременно и красиво, и тошнотворно. В картине при желании можно наверное найти интересные гендерные противоречия или свойственный Долану рефрен разборок с матерью (что, впрочем, для 30-40-летних героев выглядит уже весьма курьезным) или, наконец, удивиться фантастической работе Мельвиля Пупо, но понять, почему этот фильм длится три часа — решительно невозможно. Ведь и сам Лоранс в начале фильма говорил своим студентам: «триста страниц одного описания у Пруста – это чересчур». Не поспоришь.
Еще три фильма о бремени трансгендеров:
"Орландо" (1992). Салли Поттер
Культовая экранизация одноименного романа Вирджинии Вульф о юноше-гермафродите Орландо из семнадцатого века, который не стареет. Однажды Орландо просыпается женщиной, и вновь проносятся века уже в новом обличье. Эта роль принесла мировую славу Тильде Суинтон (до этого известной только поклонникам фильмов Дерека Джармена).
"Завтрак на Плутоне" (2005). Нил Джордан
Фильм о жизни трансвеститов в католической Ирландии семидесятых и о горьком скитании по вольному Лондону. Глэм-рок, теракты Ирландской Республиканской Армии, лозунги вроде «жизнь – это трип» – всего лишь фон печальной истории трансвестита по имени Котенок, отправившегося на поиски своей родной матери. В главной роли Киллиан Мёрфи.
"Трансамерика" (2005). Дункан Такер
Хит фестиваля «Сандэнс» и всего американского инди середины нулевых. Классическое роуд-муви по одноэтажной Америке о сближении одиноких душ, и неважно, что среди них есть трансексуал и его родной сын, подросток-преступник из далекого и, казалось бы, навсегда ушедшего прошлого.
Партнер рубрики "Кино недели" – кинотеатр в Англетере.
Комментарии