Продолжение культовой дилогии «Перед рассветом» и «После заката» с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи
Прошло еще девять лет. Американец Джесси (Итан Хоук) и француженка Селин (Жюли Дельпи) давно женаты, у них дочери-близняшки, и они проводят летние каникулы в Греции. Но на солнечных берегах Эгейского моря уже не видно той юношеской любви романтических незнакомцев, что встретились в поезде на Вену и семь лет спустя провели несколько чудных часов в предзакатном Париже. Теперь настало время кризиса совместной жизни.
Хотя первый фильм «Перед рассветом» в середине девяностых с тогда еще молодыми и мало кому известными актерами и стал культовым, но все же был из той серии картин, у которых может быть продолжение. Скорее было даже очевидно, что продолжение последует, и не одно. И даже новая серия - явно не последняя. Но после этого фильма становится ясно, почему Линклейтер так и не стал ни новым Хэлом Хартли, ни американским Эриком Ромером или Франсуа Трюффо, а скорее - пресловутым Клодом Лелушем, который в свое время снял «Мужчину и женщину», а через 20 лет — продолжение. Кто помнит пять предыдущих фильмов Линклейтера, снятых как раз со времен «После заката»? Вот именно, что в памяти от имени режиссера остались только его разовые творческие удачи, как дебютный фильм «Бездельник» и, собственно, «Перед рассветом», историю которого он теперь обязан продолжать раз в десятилетие.
Очень легко сказать, что 40-летние герои, как и прежде, снова бесконечно болтают обо всем и ни о чем, но нет — теперь они больше выясняют отношения между собой; или сказать про виртуозное умение режиссера снимать десятиминутные разговорные сцены одним планом, но опять же нет — то, что ранее казалось спонтанной живой импровизацией, на этот раз обернулось нудной претенциозностью и постановочным формализмом. Как и легко поверить в то, что Линклейтер снял зрелое продолжение только по одной поверхностной причине – смене регистра с ветреной романтики на битву полов в обыденной совместной жизни сорокалетних. Но это как раз и есть самое банальное в «Перед полуночью»: быть фильмом про то, как «все на самом деле в жизни», а не как в кино. Но получается именно что как в кино, но очень топорно, не тонко и совсем без иронии.
Еще три фильма о кризисе семейной жизни:
«Сцены из супружеской жизни» (1973) Ингмар Бергман
Классический фильм Ингмара Бергмана о «тихой» семейной жизни с ее ссорами, изменами и разводами. Надо ли говорить что Бергману пришлось пережить пять браков, чтобы прийти к парадоксальному выводу, что идеальный союз (даже после развода) может быть только между любовниками.
«Лица» (1968) Джон Кассаветес
Выстраданный шедевр Джона Кассаветеса, который он снимал в течение пяти лет, а монтировал прямо у себя в гараже. В отличие от шведского классика, Кассаветес прожил всю свою жизнь со своей музой и женой Джиной Роулендс, что, впрочем, не мешало ему снимать отчаянные драмы из жизни среднего класса, крики и шепоты семейной жизни Мужчины и Женщины. И именно «Лица» - самый характерный фильм режиссера.
«Резня» (2011) Роман Полански
То, на что Ричарду Линклейтеру потребовалось три фильма и восемнадцать лет, у Романа Полански лихо получилось в стенах одной квартиры и с четырьмя актерами – с двумя супружескими парами. Один легкий толчок, и маски семейной жизни сорваны начисто: ханжество, шовинизм, нетерпимость, в общем, вечная борьба полов. И главное — показано с прекрасным чувством юмора.
Комментарии